Удивительные люди – рационализаторы!

Жаңалықтар
13.07.2018, 10:09
После того, как в прошлом году на станции Майкайын во время обычного технологического «окна» произошел неожиданный перевод стрелки, приведший к неприятным последствиям, начальник участка СЦБ Павлодарского отделения магистральной сети Владимир Боровик, признанный лучшим рационализатором в регионе, приступил к разработке «защиты» от подобных ситуаций. За последний год рационализатором было предложено варианта три защитной схемы. Над последним из них и, скорее всего, окончательным, он сегодня и работает. Суть предложения состоит в сбросе рабочих напряжений токов фрикции при длительной работе стрелки. То есть благодаря новой схеме стрелка при длительной работе будет автоматически отключаться, что позволит избежать ее несанкционированного перевода. В принципе, даже дилетанту очевидно, что данное нововведение сыграет глобальную роль в обеспечении безопасности движения, не говоря об экономическом эффекте,  и его доработки с нетерпением ждут как павлодарская служба СЦБ, центральная лаборатория департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций, так и вся дорога в целом. Павлодарский изобретатель придумал и другое новшество –  альтернативный источник питания. – После внедрения на железной дороге новой системы связи DX-500 потребность в прежних источниках питания –  аккумуляторах –  отпала. Но у нас еще есть виды устройств СЦБ, которые зависят от них. Поэтому я предложил к использованию альтернативный источник питания. Его активно сегодня применяют на станции Екибастуз, – рассказал Владимир Боровик. Оба новшества нашли отклик и поддержку в центральной лаборатории Дирекции магистральной сети, которая является на сегодня единственным экспертным органом на железной дороге, дающим одобрение и утверждающим рационализаторские предложения. Однако, по мнению Владимира Леонидовича, лаборатория нуждается в расширении и развитии до уровня не просто проектного, а научно-технического, проектного института. Обосновано это тем, что все новые идеи, предлагаемые казахстанскими рационализаторами, по старой привычке приравнивают к стандартам, разработанным в России еще в 60-70-х годах прошлого столетия, и соседи сейчас идут по пути модернизации прежних моделей устройств СЦБ, тогда как казахстанская дорога внедрила у себя совершенно иные технологии. В течение года в Павлодарском регионе было представлено и удачно внедрено порядка десяти рацпредложений Боровика. Для нас, обывателей, это все-таки удивительное явление и в определенной степени гордость за одаренного соотечественника. Между тем, Владимир Боровик – из потомственных железнодорожников, который вступив в свою профессию, объездил весь Казахстан, участвуя либо на восстановлении участков, либо в пусковых, наладочных работах. А талант изобретатя был всегда, но особо он проявился, по словам самого Владимира Леонидовича, в период, «продиктованный ужесточением требований к безопасности движения и в связи с увеличением скоростного режима поездов». С 22 лет в службе СЦБ и связи работает другой, не менее талантливый конструктор-изобретатель из Павлодара Петр Кытьков. Его должность –электромеханик, место работы –  ремонтно-технологический участок, где он занимается ремонтом и поверкой электронных приборов. 630 тысяч тенге в год – вот такую точную сумму, подсчитанную в условиях предприятия, назвал начальник Центра научно-технической информации Павлодарского отделения магистральной сети Мурат Смаилов, говоря об  оборудовании, сконструированном Петром Кытьковым, по точечной сварке контактных пружин предохранителей. – Я и не предполагал, что это рацпредложение окажется с экономическим эффектом. Наверное, потому что мы привыкли, что модернизация различных устаревающих устройств идет постоянно, в том числе своими силами. Однажды у нас появилась потребность устранить проблему с предохранителями. На их выводах есть пружины, приваренные контактной сваркой. Со временем эти пружины отваливаются, так как происходит разрушение с одной или с двух сторон контактной сварки. Оголенные ножки, без пружин, уже эксплуатировать нельзя. Припаивать их тоже смысла нет, так как предохранители имеют свойство нагреваться, и пайка может отойти. Более того, сама пружина может застрять, то есть остаться в гнезде предохранителя. Вот мы и придумали приспособление, которое под воздействием высоких токов приваривает пружины обратно к ножкам, причем одновременно с двух сторон, в течение каких-то нескольких минут. Стоимость одного нового предохранителя, закупаемого сегодня компанией, примерно 3 тысячи тенге. То есть, полетели пружины, предохранитель считается негодным и требуется новый. А при помощи «аппарата» Кытькова, не затрачивая практически ни копейки на закуп, прежние пружины благополучно привариваются к прежним ножкам, и предохранитель снова как «новенький», от заводского и не отличишь. Опять же, как тут не удивляться: за полтора месяца использования самодельного сварочного агрегата было восстановлено около 300 предохранителей. Помножьте теперь это на 3 тысячи. Какую сумму экономии получите?! Петр Викторович говорит, что аппарат получил рождение благодаря дружной команде КИПа. – Всем коллективом собирали, – гордится изобретатель, отставляя  свои заслуги на второй план. –  Было не сложно: нашел трансформатор от микроволновки, силовой кабель, автомат купил, взял трубы от хоккейной клюшки, обрезал их, и все это в цехе соединили. Согласитесь, то ли две, три минуты потратить, чтобы восстановить  ножку с контактными пружинами, то ли купить новый. Бережется не только денежка, но и время! – Конструировать различные приспособления Петр Кытьков начал давно, но как рацпредложения их никогда не оформлял, пока коллеги-друзья не сказали: напиши, это и для дистанции хорошо, и тебе будет, на что собирать другие приставки и приспособления. Вот он и решился, – рассказал со слов его коллег по цеху Мурат Смаилов. –  Радует, что вслед за Боровиком и Кытьковым, большую активность проявляют молодые специалисты, которые  хоть и недавно работают на железной дороге, но уже изобретают технические средства, улучшающие и облегчающие труд наших работников. Спасибо нашим рационализаторам! Ирина БЕКЕТОВА
Жаңалықтар
12.05.2025
Қазақстан мен БАӘ логистика және азық түлік қауіпсіздігі саласындағы стратегиялық әріптестікті тереңдетуде
Жаңалықтар
12.05.2025
Алты ел еуразиялық дәлізді қалыптастыру барысын талқылады
Аймақтар
12.05.2025
Шымкент вокзалы маңындағы алып сағат қайта іске қосылды
Жүк тасымалы
12.05.2025
Қазақстан, Өзбекстан және Тәжікстан теміржолшылары жүк тасымалдау көлемін ұлғайтуды талқылады
Әлемде
12.05.2025
Қырғызстанда Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан бағыты бойынша алғашқы тоннельдің құрылысы басталды
Әлемде
12.05.2025
CAF компаниясы жаңа Oxygène электр пойызын таныстырды
Жаңалықтар
10.05.2025
Павлодарлық теміржолшылар ардагерді Жеңіс күнімен құттықтады
Жолаушылар тасымалы
09.05.2025
Астанадан Жеңіс күніне арналған тақырыптық пойыздар жолға шықты
Аймақтар
08.05.2025
Жамбыл жол бөлімшесі ҰОС ардагерін құттықтады
Жаңалықтар
08.05.2025
ҚТЖ Ұлы Отан соғысы ардагерлерін құттықтады
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс салған жара. Тұщыбектегі тағзым ескерткішінің тарихы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Жамбыл теміржолшыларының ерлік жолы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс жылдарындағы шойын жол шежіресі
Темір жол тарихы
08.05.2025
Сұрапыл жылдар шындығы
Жолаушылар тасымалы
08.05.2025
ҚТЖ жазғы кезеңде қосымша бағыттарды іске қосады
Мұрағат / Жаңалықтар
08.05.2025
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің 2025 жылғы 8 мамырдағы арнайы саны
Жаңалықтар
06.05.2025
«Нұрлы жол» вокзал кешенінде Жеңістің 80 жылдығына орай ағаш отырғызылды
Жолаушылар тасымалы
06.05.2025
«Keruen Express» туристік пойызы сапарға аттанды
Жаңалықтар
06.05.2025
«Батырлар ұраны» шырқалған кеш
Аймақтар
06.05.2025
Семейде өрт сөндіру пойызы қоймадағы өртті өшірді