Удивительные люди – рационализаторы!
Жаңалықтар
13.07.2018, 10:09
После того, как в прошлом году на станции Майкайын во время обычного технологического «окна» произошел неожиданный перевод стрелки, приведший к неприятным последствиям, начальник участка СЦБ Павлодарского отделения магистральной сети Владимир Боровик, признанный лучшим рационализатором в регионе, приступил к разработке «защиты» от подобных ситуаций.
За последний год рационализатором было предложено варианта три защитной схемы. Над последним из них и, скорее всего, окончательным, он сегодня и работает. Суть предложения состоит в сбросе рабочих напряжений токов фрикции при длительной работе стрелки. То есть благодаря новой схеме стрелка при длительной работе будет автоматически отключаться, что позволит избежать ее несанкционированного перевода.
В принципе, даже дилетанту очевидно, что данное нововведение сыграет глобальную роль в обеспечении безопасности движения, не говоря об экономическом эффекте, и его доработки с нетерпением ждут как павлодарская служба СЦБ, центральная лаборатория департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций, так и вся дорога в целом.
Павлодарский изобретатель придумал и другое новшество – альтернативный источник питания.
– После внедрения на железной дороге новой системы связи DX-500 потребность в прежних источниках питания – аккумуляторах – отпала. Но у нас еще есть виды устройств СЦБ, которые зависят от них. Поэтому я предложил к использованию альтернативный источник питания. Его активно сегодня применяют на станции Екибастуз, – рассказал Владимир Боровик.
Оба новшества нашли отклик и поддержку в центральной лаборатории Дирекции магистральной сети, которая является на сегодня единственным экспертным органом на железной дороге, дающим одобрение и утверждающим рационализаторские предложения. Однако, по мнению Владимира Леонидовича, лаборатория нуждается в расширении и развитии до уровня не просто проектного, а научно-технического, проектного института. Обосновано это тем, что все новые идеи, предлагаемые казахстанскими рационализаторами, по старой привычке приравнивают к стандартам, разработанным в России еще в 60-70-х годах прошлого столетия, и соседи сейчас идут по пути модернизации прежних моделей устройств СЦБ, тогда как казахстанская дорога внедрила у себя совершенно иные технологии.
В течение года в Павлодарском регионе было представлено и удачно внедрено порядка десяти рацпредложений Боровика. Для нас, обывателей, это все-таки удивительное явление и в определенной степени гордость за одаренного соотечественника. Между тем, Владимир Боровик – из потомственных железнодорожников, который вступив в свою профессию, объездил весь Казахстан, участвуя либо на восстановлении участков, либо в пусковых, наладочных работах. А талант изобретатя был всегда, но особо он проявился, по словам самого Владимира Леонидовича, в период, «продиктованный ужесточением требований к безопасности движения и в связи с увеличением скоростного режима поездов».
С 22 лет в службе СЦБ и связи работает другой, не менее талантливый конструктор-изобретатель из Павлодара Петр Кытьков. Его должность –электромеханик, место работы – ремонтно-технологический участок, где он занимается ремонтом и поверкой электронных приборов.
630 тысяч тенге в год – вот такую точную сумму, подсчитанную в условиях предприятия, назвал начальник Центра научно-технической информации Павлодарского отделения магистральной сети Мурат Смаилов, говоря об оборудовании, сконструированном Петром Кытьковым, по точечной сварке контактных пружин предохранителей.
– Я и не предполагал, что это рацпредложение окажется с экономическим эффектом. Наверное, потому что мы привыкли, что модернизация различных устаревающих устройств идет постоянно, в том числе своими силами. Однажды у нас появилась потребность устранить проблему с предохранителями. На их выводах есть пружины, приваренные контактной сваркой. Со временем эти пружины отваливаются, так как происходит разрушение с одной или с двух сторон контактной сварки. Оголенные ножки, без пружин, уже эксплуатировать нельзя. Припаивать их тоже смысла нет, так как предохранители имеют свойство нагреваться, и пайка может отойти. Более того, сама пружина может застрять, то есть остаться в гнезде предохранителя. Вот мы и придумали приспособление, которое под воздействием высоких токов приваривает пружины обратно к ножкам, причем одновременно с двух сторон, в течение каких-то нескольких минут.
Стоимость одного нового предохранителя, закупаемого сегодня компанией, примерно 3 тысячи тенге. То есть, полетели пружины, предохранитель считается негодным и требуется новый. А при помощи «аппарата» Кытькова, не затрачивая практически ни копейки на закуп, прежние пружины благополучно привариваются к прежним ножкам, и предохранитель снова как «новенький», от заводского и не отличишь. Опять же, как тут не удивляться: за полтора месяца использования самодельного сварочного агрегата было восстановлено около 300 предохранителей. Помножьте теперь это на 3 тысячи. Какую сумму экономии получите?!
Петр Викторович говорит, что аппарат получил рождение благодаря дружной команде КИПа.
– Всем коллективом собирали, – гордится изобретатель, отставляя свои заслуги на второй план. – Было не сложно: нашел трансформатор от микроволновки, силовой кабель, автомат купил, взял трубы от хоккейной клюшки, обрезал их, и все это в цехе соединили. Согласитесь, то ли две, три минуты потратить, чтобы восстановить ножку с контактными пружинами, то ли купить новый. Бережется не только денежка, но и время!
– Конструировать различные приспособления Петр Кытьков начал давно, но как рацпредложения их никогда не оформлял, пока коллеги-друзья не сказали: напиши, это и для дистанции хорошо, и тебе будет, на что собирать другие приставки и приспособления. Вот он и решился, – рассказал со слов его коллег по цеху Мурат Смаилов. – Радует, что вслед за Боровиком и Кытьковым, большую активность проявляют молодые специалисты, которые хоть и недавно работают на железной дороге, но уже изобретают технические средства, улучшающие и облегчающие труд наших работников. Спасибо нашим рационализаторам!
Ирина БЕКЕТОВА
Аймақтар
27.11.2024
Кырағы күзет қызметінің сарбаздары
Жүк тасымалы
27.11.2024
Транзиттік вагондар ағыны артты
Әлемде
27.11.2024
Румынияда алғашқы Coradia Stream пойызы іске қосылды
Жүк тасымалы
27.11.2024
Құрық портындағы жаңа астық терминалы экспортқа мүмкіндік ашады
Жаңалықтар
26.11.2024
Жаңа темір жолдардың құрылысы кезінде 157 көпір салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
ҚТЖ 2027 жылға дейін 9 терминал салады
Жаңалықтар
26.11.2024
2029 жылға дейін 5 мың км жол салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
Оқушылар мен колледж студенттері теміржолшы мамандығымен етене танысты
Жаңалықтар
26.11.2024
Биыл отандық өндірушілермен 1 637 келісімшарт жасалды
Жүк тасымалы
26.11.2024
Достық станциясынан ҚХР-ға тасымалдау жоспары мерзімінен бұрын орындалды
Жолаушылар тасымалы
26.11.2024
Жолаушылар вагондарындағы стоп-кранды пайдалану ережелері
Жаңалықтар
26.11.2024
Ыстамбұлда ТХКБ дамуы талқыланды
Инфрақұрылым
26.11.2024
Павлодар магистральдық желі бөлімшесінің инфрақұрылымын дамыту жалғасуда
Аймақтар
26.11.2024
Күзет мамандары үш тілді қатар меңгеруде
Аймақтар
26.11.2024
Станция басшылары біліктілігін арттырды
Станция тынысы
26.11.2024
Аймақтың бағын ашқан алып құрылыс
Инфрақұрылым
26.11.2024
Жолдарды жаңғырту – жауапты мәселе
Жаңалықтар / Мұрағат
26.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №100 26 қараша 2024 жыл
Жаңалықтар
25.11.2024
ҚТЖ Хорватия серіктестерімен байланысты нығайтады
Жаңалықтар
25.11.2024
Белгісіз біреулер Көкпекті – Нұра аралығындағы жолдан бекітпе болттарды ұрлап кеткен