Железнодорожная элита
Жаңалықтар
23.07.2018, 15:15
Как известно, машинисты локомотивов – элита железнодорожного транспорта. К их работе предъявляются высокие требования. Около 500 специалистов ежегодно получают права на вождение локомотивов.
Чтобы стать машинистом, необходимо иметь крепкое физическое здоровье и устойчивую психику. Профессиональный путь к креслу машиниста поезда начинается с должности помощника машиниста.
– Чтобы стать машинистом первого класса пассажирского движения, нужно отработать в профессии как минимум 10 лет и достичь максимального уровня квалификации, – говорит и.о. заместителя генерального директора – главного инженера АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Иван Костыря.
Обучение локомотивных бригад – процесс постоянный, обязательный и непрерывный. Помощник машиниста локомотива должен иметь специальное профессиональное или профессионально-техническое образование. Ему предстоит отработать на железной дороге пару лет, чтобы получить практический опыт. После этого его могут отправить на курсы подготовки машинистов в учебные центры работников железнодорожного транспорта, которые действуют в Павлодаре, Актобе, Караганде и Таразе. В 2018 году пройдут подготовку 318 помощников машиниста.
Учебные курсы включают как теоретические занятия, так и практические в эксплуатационных локомотивных депо. В ходе теоретических занятий изучаются конструкция локомотивов, автотормозное оборудование, Правила технической эксплуатации железной дороги Республики Казахстан, Инструкция по движению поездов и маневровой работе Республики Казахстан, Инструкция по сигнализации на железной дороге Республики Казахстан, вопросы охраны труда, экологии, электробезопасности и многое другое. Также анализируются различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть при управлении поездом, в том числе моделируются внештатные ситуации.
Получив опыт вождения поезда, машинист может повысить свой класс от 3-го до 1-го (высшего). В 2018 году пройдут повышение квалификации 318 машинистов, 60 – машинистов-инструкторов. Около 100 машинистов повысят знания на курсах по управлению современных локомотивов серии ТЭ33А, КZ8А.
Перед тем как приступить к работе, машинисты и их помощники проходят психофизиологическое обследование на универсальном психодиагностическом комплексе, проводимое штатным психологом депо. Учитывая рекомендацию психолога, машинист-инструктор формирует состав локомотивной бригады. Формирование бригад проводится два раза в год.
При этом большую роль в подготовке машинистов играют наставники в лице машинистов-инструкторов. Они дают комплексную оценку обученности бригад навыкам вождения, выполнения маневровой работы, пользования устройствами безопасности и управления тормозами, соблюдения требований охраны труда.
– С уверенностью говорю о том, что на железной дороге работают преданные магистрали люди. Случайных людей среди машинистов и помощников машиниста нет. Они осознают ответственность и, если надо, берут ее на себя, стараются друг друга не подводить. Основы и традиции, которые были заложены нашими предшественниками, сохраняются и преумножаются, – подчеркнул Иван Костыря.
Есть в тернистом пути к креслу машиниста и очень волнительный момент. Он наступает тогда, когда на машиниста оформляется приказ, и он идет к директору депо на собеседование. Самое торжественное то, что в этот момент директор депо разговаривает с ним уже не как с помощником машиниста, а как с машинистом, дает свои отеческие наставления.
– Это традиция – личная беседа директора депо с машинистом. Руководитель предприятия знает в лицо каждого машиниста, и судьба каждого из них ему не безразлична. Еще со времен Советского Союза любой машинист мог напрямую в любое время звонить министру. Каждый телефонист знал, что должен предоставить такую связь. Это статус машиниста. И сегодня машинист имеет право позвонить как руководителю своего отделения, так и в центральный аппарат.
Таким образом, путь к тому, чтобы стать машинистом тернист и непрост, ведь ему доверено самое главное – жизнь и безопасность.
Асель ШАЙХЫНОВА
Фото Александра ЖАБЧУКА
Аймақтар
27.11.2024
Кырағы күзет қызметінің сарбаздары
Жүк тасымалы
27.11.2024
Транзиттік вагондар ағыны артты
Әлемде
27.11.2024
Румынияда алғашқы Coradia Stream пойызы іске қосылды
Жүк тасымалы
27.11.2024
Құрық портындағы жаңа астық терминалы экспортқа мүмкіндік ашады
Жаңалықтар
26.11.2024
Жаңа темір жолдардың құрылысы кезінде 157 көпір салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
ҚТЖ 2027 жылға дейін 9 терминал салады
Жаңалықтар
26.11.2024
2029 жылға дейін 5 мың км жол салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
Оқушылар мен колледж студенттері теміржолшы мамандығымен етене танысты
Жаңалықтар
26.11.2024
Биыл отандық өндірушілермен 1 637 келісімшарт жасалды
Жүк тасымалы
26.11.2024
Достық станциясынан ҚХР-ға тасымалдау жоспары мерзімінен бұрын орындалды
Жолаушылар тасымалы
26.11.2024
Жолаушылар вагондарындағы стоп-кранды пайдалану ережелері
Жаңалықтар
26.11.2024
Ыстамбұлда ТХКБ дамуы талқыланды
Инфрақұрылым
26.11.2024
Павлодар магистральдық желі бөлімшесінің инфрақұрылымын дамыту жалғасуда
Аймақтар
26.11.2024
Күзет мамандары үш тілді қатар меңгеруде
Аймақтар
26.11.2024
Станция басшылары біліктілігін арттырды
Станция тынысы
26.11.2024
Аймақтың бағын ашқан алып құрылыс
Инфрақұрылым
26.11.2024
Жолдарды жаңғырту – жауапты мәселе
Жаңалықтар / Мұрағат
26.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №100 26 қараша 2024 жыл
Жаңалықтар
25.11.2024
ҚТЖ Хорватия серіктестерімен байланысты нығайтады
Жаңалықтар
25.11.2024
Белгісіз біреулер Көкпекті – Нұра аралығындағы жолдан бекітпе болттарды ұрлап кеткен