Железнодорожная элита
Жаңалықтар
23.07.2018, 15:15
Как известно, машинисты локомотивов – элита железнодорожного транспорта. К их работе предъявляются высокие требования. Около 500 специалистов ежегодно получают права на вождение локомотивов.
Чтобы стать машинистом, необходимо иметь крепкое физическое здоровье и устойчивую психику. Профессиональный путь к креслу машиниста поезда начинается с должности помощника машиниста.
– Чтобы стать машинистом первого класса пассажирского движения, нужно отработать в профессии как минимум 10 лет и достичь максимального уровня квалификации, – говорит и.о. заместителя генерального директора – главного инженера АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Иван Костыря.
Обучение локомотивных бригад – процесс постоянный, обязательный и непрерывный. Помощник машиниста локомотива должен иметь специальное профессиональное или профессионально-техническое образование. Ему предстоит отработать на железной дороге пару лет, чтобы получить практический опыт. После этого его могут отправить на курсы подготовки машинистов в учебные центры работников железнодорожного транспорта, которые действуют в Павлодаре, Актобе, Караганде и Таразе. В 2018 году пройдут подготовку 318 помощников машиниста.
Учебные курсы включают как теоретические занятия, так и практические в эксплуатационных локомотивных депо. В ходе теоретических занятий изучаются конструкция локомотивов, автотормозное оборудование, Правила технической эксплуатации железной дороги Республики Казахстан, Инструкция по движению поездов и маневровой работе Республики Казахстан, Инструкция по сигнализации на железной дороге Республики Казахстан, вопросы охраны труда, экологии, электробезопасности и многое другое. Также анализируются различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть при управлении поездом, в том числе моделируются внештатные ситуации.
Получив опыт вождения поезда, машинист может повысить свой класс от 3-го до 1-го (высшего). В 2018 году пройдут повышение квалификации 318 машинистов, 60 – машинистов-инструкторов. Около 100 машинистов повысят знания на курсах по управлению современных локомотивов серии ТЭ33А, КZ8А.
Перед тем как приступить к работе, машинисты и их помощники проходят психофизиологическое обследование на универсальном психодиагностическом комплексе, проводимое штатным психологом депо. Учитывая рекомендацию психолога, машинист-инструктор формирует состав локомотивной бригады. Формирование бригад проводится два раза в год.
При этом большую роль в подготовке машинистов играют наставники в лице машинистов-инструкторов. Они дают комплексную оценку обученности бригад навыкам вождения, выполнения маневровой работы, пользования устройствами безопасности и управления тормозами, соблюдения требований охраны труда.
– С уверенностью говорю о том, что на железной дороге работают преданные магистрали люди. Случайных людей среди машинистов и помощников машиниста нет. Они осознают ответственность и, если надо, берут ее на себя, стараются друг друга не подводить. Основы и традиции, которые были заложены нашими предшественниками, сохраняются и преумножаются, – подчеркнул Иван Костыря.
Есть в тернистом пути к креслу машиниста и очень волнительный момент. Он наступает тогда, когда на машиниста оформляется приказ, и он идет к директору депо на собеседование. Самое торжественное то, что в этот момент директор депо разговаривает с ним уже не как с помощником машиниста, а как с машинистом, дает свои отеческие наставления.
– Это традиция – личная беседа директора депо с машинистом. Руководитель предприятия знает в лицо каждого машиниста, и судьба каждого из них ему не безразлична. Еще со времен Советского Союза любой машинист мог напрямую в любое время звонить министру. Каждый телефонист знал, что должен предоставить такую связь. Это статус машиниста. И сегодня машинист имеет право позвонить как руководителю своего отделения, так и в центральный аппарат.
Таким образом, путь к тому, чтобы стать машинистом тернист и непрост, ведь ему доверено самое главное – жизнь и безопасность.
Асель ШАЙХЫНОВА
Фото Александра ЖАБЧУКА
Жаңалықтар
20.12.2025
ҚТЖ мен RIKEN KOGYO Inc. қауіпсіздік мәселелері бойынша ынтымақтастық туралы уағдаласты
Жаңалықтар
20.12.2025
Еліміздің бірқатар вокзалдарында жөндеу жұмыстары аяқталды
Жаңалықтар
20.12.2025
Қостанай өңіріне «ҚТЖ»-ның корпоративтік омбудсмені барды
Аймақтар
19.12.2025
Мұнайлы өңірдің жүк тасымалы күшейді
Аймақтар
19.12.2025
Білім-біліктілік сынға түсті
Аймақтар
19.12.2025
Өткеннен сабақ алу – міндет
Аймақтар
19.12.2025
Жолшылар сақадай сай дайын
Аймақтар
19.12.2025
Тәуелсіздік күніне тарту: Қызылордада еңбек озаттары марапатталды
ҚТЖ келбеті
19.12.2025
Еңбекпен өрілген өмір
Жаңалықтар / Мұрағат
19.12.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №106 19 желтоқсан 2025 жыл
Қауіпсіздік
18.12.2025
Қараусыз мал – қауіпті
Жүк тасымалы / Инфографика
18.12.2025
ҚТЖ жүк тасымалы мен теміржолдағы оқиғаларға түсініктеме берді
Әлемде
18.12.2025
Қытайда жолаушылар ағыны өсуде
Әлеумет
18.12.2025
«Маңғыстау–Алматы» пойызында шетел азаматы түсіріліп 5 тәулікке қамауға алынды
Спорт
17.12.2025
Тәуелсіздік күніне орай теміржолшылар арасында волейболдан жарыс өтті
Жүк тасымалы
17.12.2025
Каспий мен Парсы шығанағы: Қазақстан мен Иран логистикалық серіктестіктің жаңа белесінде
Жолаушылар тасымалы
17.12.2025
ҚТЖ ауа райының қолайсыздығына байланысты пойыздарда қосымша орындар ұйымдастырды
Жолаушылар тасымалы / Инфографика
16.12.2025
Осы жылы ҚТЖ пойыздарымен 12,2 млн жолаушы тасымалданды
Жаңалықтар
16.12.2025
Талғат Алдыбергенов теміржолшыларды Тәуелсіздік күнімен құттықтады
Жаңалықтар
16.12.2025
«Қазтеміржолкәсіп» ҚБ төрағасы теміржолшыларды Тәуелсіздік күнімен құттықтады