Железнодорожная элита
Жаңалықтар
23.07.2018, 15:15

Как известно, машинисты локомотивов – элита железнодорожного транспорта. К их работе предъявляются высокие требования. Около 500 специалистов ежегодно получают права на вождение локомотивов.
Чтобы стать машинистом, необходимо иметь крепкое физическое здоровье и устойчивую психику. Профессиональный путь к креслу машиниста поезда начинается с должности помощника машиниста.
– Чтобы стать машинистом первого класса пассажирского движения, нужно отработать в профессии как минимум 10 лет и достичь максимального уровня квалификации, – говорит и.о. заместителя генерального директора – главного инженера АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Иван Костыря.
Обучение локомотивных бригад – процесс постоянный, обязательный и непрерывный. Помощник машиниста локомотива должен иметь специальное профессиональное или профессионально-техническое образование. Ему предстоит отработать на железной дороге пару лет, чтобы получить практический опыт. После этого его могут отправить на курсы подготовки машинистов в учебные центры работников железнодорожного транспорта, которые действуют в Павлодаре, Актобе, Караганде и Таразе. В 2018 году пройдут подготовку 318 помощников машиниста.
Учебные курсы включают как теоретические занятия, так и практические в эксплуатационных локомотивных депо. В ходе теоретических занятий изучаются конструкция локомотивов, автотормозное оборудование, Правила технической эксплуатации железной дороги Республики Казахстан, Инструкция по движению поездов и маневровой работе Республики Казахстан, Инструкция по сигнализации на железной дороге Республики Казахстан, вопросы охраны труда, экологии, электробезопасности и многое другое. Также анализируются различные нестандартные ситуации, которые могут возникнуть при управлении поездом, в том числе моделируются внештатные ситуации.
Получив опыт вождения поезда, машинист может повысить свой класс от 3-го до 1-го (высшего). В 2018 году пройдут повышение квалификации 318 машинистов, 60 – машинистов-инструкторов. Около 100 машинистов повысят знания на курсах по управлению современных локомотивов серии ТЭ33А, КZ8А.
Перед тем как приступить к работе, машинисты и их помощники проходят психофизиологическое обследование на универсальном психодиагностическом комплексе, проводимое штатным психологом депо. Учитывая рекомендацию психолога, машинист-инструктор формирует состав локомотивной бригады. Формирование бригад проводится два раза в год.
При этом большую роль в подготовке машинистов играют наставники в лице машинистов-инструкторов. Они дают комплексную оценку обученности бригад навыкам вождения, выполнения маневровой работы, пользования устройствами безопасности и управления тормозами, соблюдения требований охраны труда.
– С уверенностью говорю о том, что на железной дороге работают преданные магистрали люди. Случайных людей среди машинистов и помощников машиниста нет. Они осознают ответственность и, если надо, берут ее на себя, стараются друг друга не подводить. Основы и традиции, которые были заложены нашими предшественниками, сохраняются и преумножаются, – подчеркнул Иван Костыря.
Есть в тернистом пути к креслу машиниста и очень волнительный момент. Он наступает тогда, когда на машиниста оформляется приказ, и он идет к директору депо на собеседование. Самое торжественное то, что в этот момент директор депо разговаривает с ним уже не как с помощником машиниста, а как с машинистом, дает свои отеческие наставления.
– Это традиция – личная беседа директора депо с машинистом. Руководитель предприятия знает в лицо каждого машиниста, и судьба каждого из них ему не безразлична. Еще со времен Советского Союза любой машинист мог напрямую в любое время звонить министру. Каждый телефонист знал, что должен предоставить такую связь. Это статус машиниста. И сегодня машинист имеет право позвонить как руководителю своего отделения, так и в центральный аппарат.
Таким образом, путь к тому, чтобы стать машинистом тернист и непрост, ведь ему доверено самое главное – жизнь и безопасность.
Асель ШАЙХЫНОВА
Фото Александра ЖАБЧУКА
Жаңалықтар
12.05.2025
Алты ел еуразиялық дәлізді қалыптастыру барысын талқылады
Аймақтар
12.05.2025
Шымкент вокзалы маңындағы алып сағат қайта іске қосылды
Жүк тасымалы
12.05.2025
Қазақстан, Өзбекстан және Тәжікстан теміржолшылары жүк тасымалдау көлемін ұлғайтуды талқылады
Әлемде
12.05.2025
Қырғызстанда Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан бағыты бойынша алғашқы тоннельдің құрылысы басталды
Әлемде
12.05.2025
CAF компаниясы жаңа Oxygène электр пойызын таныстырды
Жаңалықтар
10.05.2025
Павлодарлық теміржолшылар ардагерді Жеңіс күнімен құттықтады
Жолаушылар тасымалы
09.05.2025
Астанадан Жеңіс күніне арналған тақырыптық пойыздар жолға шықты
Аймақтар
08.05.2025
Жамбыл жол бөлімшесі ҰОС ардагерін құттықтады
Жаңалықтар
08.05.2025
ҚТЖ Ұлы Отан соғысы ардагерлерін құттықтады
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс салған жара. Тұщыбектегі тағзым ескерткішінің тарихы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Жамбыл теміржолшыларының ерлік жолы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс жылдарындағы шойын жол шежіресі
Темір жол тарихы
08.05.2025
Сұрапыл жылдар шындығы
Жолаушылар тасымалы
08.05.2025
ҚТЖ жазғы кезеңде қосымша бағыттарды іске қосады
Мұрағат / Жаңалықтар
08.05.2025
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің 2025 жылғы 8 мамырдағы арнайы саны
Жаңалықтар
06.05.2025
«Нұрлы жол» вокзал кешенінде Жеңістің 80 жылдығына орай ағаш отырғызылды
Жолаушылар тасымалы
06.05.2025
«Keruen Express» туристік пойызы сапарға аттанды
Жаңалықтар
06.05.2025
«Батырлар ұраны» шырқалған кеш
Аймақтар
06.05.2025
Семейде өрт сөндіру пойызы қоймадағы өртті өшірді
Спорт
06.05.2025
Семейлік теміржолшы жүзден жүйрік шықты