Экстремалы контактной сети

Жаңалықтар
19.08.2016, 17:59
У них трудная и опасная профессия. Здесь место только самым смелым и сильным. Контактники, как называют электромонтеров, обслуживающих контактную сеть, имеют дело с электричеством, трудятся на высоте. Наши корреспонденты встретились с ними за работой и своими глазами увидели,на что идут эти «экстремалы» ради бесперебойного движения поездов.  На территории района контактной сети города Астана (РКС-17) нас уже ожидает аварийная дрезина и встречает старший электромеханик Серикбай Ташимов. – А мы вас ждем! Выезжаем? – сходу получаем приглашение. – Поехали! – отвечаю я. Проходим в просторную кабину дрезины. Гостеприимно усадив нас на сиденья, Серикбай Егимбаевич куда-то убегает. Видимо, остались еще нерешенные вопросы перед выездом. Ведь сейчас Серикбай Ташимов отвечает за весь район контактной сети города. Начальник РКС-17 Жанатай Сагындыков на данный момент находится в отпуске, и все его обязанности выполняет Серикбай Егимбаевич. Монтеры контактной сети завершают последние подготовительные работы. А у нас появилось немного времени, чтобы изучить внутреннее содержание кабины. Первым делом в глаза бросается большой пульт управления с различными кнопками, датчиками, лампочками и рычагами. Есть у машиниста два телефонных аппарата, подключенных к радиостанции, множество журналов и папок, инструкции на стене. Хозяин всего этого – Сергей Разуменко. Он также как и мы, не теряя времени даром, наливает себе в кружку чай из термоса и медленно потягивает горячий напиток, наблюдая за нами. Наконец-то Серикбай Егимбаевич заходит в кабину, а за ним электромонтеры. Все усаживаются по лавочкам. Машинист готов к выезду на дрезине.Она начинает плавное движение по рельсам. Затем Сергей берет телефонную трубку и запрашивает разрешение на выезд у дежурного ЭЦ-2. – Машинист Разуменко запрашивается на седьмой путь четного парка станции Астана с работой по времени на 15-20 минут под напряжением на высоте с вышки АДМ-1342. Потом отмечаемся по станции, – говорит он. – Разуменко. Отметиться и по станции, да? – переспрашивает строгий женский голос на том конце провода. – Да. Но сначала на седьмом пути 15-20 минут поработать. – Поняла. Сейчас нельзя. По седьмому пути проходит пассажирский. После прохода будете приняты на станцию. Дрезина останавливается у светофора. Ждем, когда проедет пассажирский поезд. Через 20 минут на горизонте появился длинный состав, двигающийся по параллельным путям. Это и есть тот самый поезд, из-за которого мы встали. Дождавшись, когда он проедет, Разуменко снова берется за рацию. – Разуменко. Путь еще не свободен. Завершается маневр. Поняли? Исполняйте, – отвечают ему. – Понял, исполняю. Через 10 минут машинист дрезины запрашивается снова. На этот раз дежурная по стации разрешила выехать на седьмой путь четного парка. – Каков фронт работы на сегодня? – спрашиваю у старшего электромеханика. – Будем проводить ревизию контактной подвески на седьмом пути в четном парке: измерим высоту, расстояние, износ звеньевых струн. Если износ будет составлять более 30%, то потребуется замена. Кроме того проверим зигзаги. – Для чего все это нужно? – перебиваю Ташимова. – Контактную сетьнужно содержать так, чтобы все работало, как часы, потому что любой сбой может вызвать остановку поездов, – отрезает Серикбай Егимбаевич. – А у вас большой участок? – Участок у нас большой – наша станция электроснабжения обеспечивает обслуживание контактной сети железной дороги от 39-ой станции до Сороковой, перегон Астана – Жайнак.Сама станция Астана большая. Здесь несколько парков: четный, нечетный, главный и предгорочный. Депо ПТО– тоже большой участок. Бывает много работы по обеспечению безопасности работы сотрудников подрядных организаций – ПЧ, ШЧ. Содержим в исправном состоянии контактную сеть. В любую погоду выезжаем. Если возникает повреждение, мы должны в течение часа его устранить. В это время дрезина останавливается. Монтеры надевают специальные предохранительные пояса. – Это необходимо при работе на высоте, – поясняет Серикбай Ташимов. Затем контактники надевают перчатки. – Электрические перчатки нужны для испытания изолирующей вышки АДМ перед началом работы, – опережая мой вопрос, комментирует Ташимов. Теперь все дружно спускаемся с дрезины. Наверху остается только электромонтер пятой группы Жаннат Баймагамбетов. К слову, подниматься на вышку разрешается лишь тем монтерам, которыеотносятся к пятой группе. После осмотра изолирующей вышки Баймагамбетов поднимается на нее и опробует изоляцию шунтирующей штангой об звеньевую струнку. В это время на земле руководитель работ Сергей Блонский проводит целевой инструктаж соблюдения техники безопасности и охраны труда при работе на высоте.Монтеры, выстроившись в одну линию, внимательно слушают руководителя работ. Затем Блонский выходит на связь с энергодиспетчером и берет приказ на работу. –Боранбаевич. Все, я готов. Я на седьмом пассажирском, жду приказ, – говорит он в рацию. – Добро даю. Начинайте, – слышится из рации. – Приказ есть, работаем, – Блонский обращается к монтерам, которые, ждут поручений. – Сейчас проверяем параметры контактной сети. Жаннат Баймагамбетов после опробования вышки снимает изолирующую штангу и дает команду другим электромонтерам контактной сети:–Не касаюсь, поднимайтесь!Монтер пятой группы Алибек Ибрайкулов бежит в сторону дрезины, поднимается на нее и, прежде чем подняться на вышку, монтер выкрикивает: – Некасайтесь, поднимаюсь! Как я выяснила позже, это обязательное требование безопасности. Оказывается, подъем и спуск выполняютсястрого по  команде. Прежде чем   подняться или спуститься с рабочей площадки,электромонтер должен убедиться  в том, что шунтирующие штанги сняты, а находящиеся на рабочей площадке электромонтеры не касаютсяконтактного провода. При этом электромонтер  предупреждает их: «Некасайся, поднимаюсь!» или «Не касайся, спускаюсь!». Следующим по переходной площадке на изолирующую вышку, не касаясь проводов и ведущих частей, поднимается электромонтер пятой группы Ринат Ташимов. Он также не забывает проговоритькоманду. После того как все электромонтеры поднялись на изолирующую вышку, она поднимает бесстрашныхконтактников под самые провода. А напряжение здесь немаленькое: 27,5 тысячи кВт! Для работников РКС это – дело привычное. Они начинают завешиватьизолирующие штанги и приступают кработе по проверке состояния регулировки контактной подвески. Участок изолирован и находится под одним потенциалом. А это значит, монтеров не должно ударить током. Монтеры начинают по точкам с помощью специального угольника проверять параметры контактной сети. Измеряют высоту и расстояние до фиксатора. Осматривают провода. Шунтирующие штанги снимают с проводов. Внизу возле дрезины Сергей Блонский наблюдает за соблюдением техники безопасности монтерами. ЖаннатБаймагамбетов подает знак рукой машинисту, и вышка медленно опускается вниз. Также поочередно монтеры спускаются с вышки. Работа выполнена успешно. – Теперь поедем по ревизии и регулировке воздушного промежутка «Ж» на восьмом пассажирском пути станции Астана, – инструктирует своих подчиненных Серикбай Ташимов. Монтеры занимают свои места в кабине дрезины, которая с минуты на минуту двинется в направлении восьмого пассажирского пути, а мы возвращаемся в редакцию. Экстрима на сегодня достаточно!

Айгерим БАКЫШЕВА

Жаңалықтар
03.07.2024
Си Цзиньпин: Транскаспий дәлізі үшінші трансшекаралық темір жол құрылысын жеделдетеміз
Жаңалықтар
03.07.2024
ТХКБ Еуразия құрлығындағы көлік-логистика қатынастарын дамытуға тың серпін береді – Тоқаев
Жаңалықтар
03.07.2024
Тоқаев пен Си Цзиньпин Транскаспий дәлізі бойынша теміржол контейнерлерін жөнелту телекөпіріне қатысты
Жаңалықтар
03.07.2024
ҚТЖ-ның «Жасыл істер марафоны» акциясына 1,5 мың қызметкер қатысты
Қауіпсіздік
03.07.2024
Өткелде мұқият болыңыз
Жаңалықтар
03.07.2024
Қазақстан мен Қытай арасындағы жүк тасымалы 22%-ға артты
Жаңалықтар
02.07.2024
Қазақстан-Қытай Іскерлік кеңесі аясында бірқатар стратегиялық құжатқа қол қойылды
Жаңалықтар
02.07.2024
Марат Қарабаев елордада ҚХР Көлік министрімен кездесті
Жүк тасымалы
02.07.2024
Қазақстан-Қытай теміржолы дамып келеді
Жаңалықтар
02.07.2024
ҚТЖ мен CRRC келісімі шеңберінде алғашқы маневрлік локомотивтер Алтынкөл станциясына толық жеткізілді
Спорт
02.07.2024
Маңғыстаулық теміржолшы ММА-дан Азия чемпионы атанды
Инфрақұрылым
02.07.2024
Семейде инфрақұрылым жаңаруда
Жаңалықтар
02.07.2024
Әлемде теміржол көлігі анағұрлым экологиялық таза көлік түрі
Жолаушылар тасымалы
02.07.2024
Қазақстанда инва-купелердің саны артып келеді
Әлеумет
02.07.2024
Жемқорлықты жою жолдары талқыланды
Жаңалықтар / Мұрағат
02.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №55 02 шілде 2024 жыл
Темір жол тарихы
01.07.2024
Жамбыл локомотив пайдалану депосы ғасырлық мерейтойын атап өтеді
Жаңалықтар
01.07.2024
Астана вокзалдары күшейтілген жұмыс режиміне көшті
Аймақтар
01.07.2024
Жолшыларға жайлы ғимарат берілді (Фото)
Станция тынысы
01.07.2024
Түркістанның гүлденуіне теміржолшылар үлкен үлес қосып отыр