Экстремалы контактной сети

Жаңалықтар
19.08.2016, 17:59
У них трудная и опасная профессия. Здесь место только самым смелым и сильным. Контактники, как называют электромонтеров, обслуживающих контактную сеть, имеют дело с электричеством, трудятся на высоте. Наши корреспонденты встретились с ними за работой и своими глазами увидели,на что идут эти «экстремалы» ради бесперебойного движения поездов.  На территории района контактной сети города Астана (РКС-17) нас уже ожидает аварийная дрезина и встречает старший электромеханик Серикбай Ташимов. – А мы вас ждем! Выезжаем? – сходу получаем приглашение. – Поехали! – отвечаю я. Проходим в просторную кабину дрезины. Гостеприимно усадив нас на сиденья, Серикбай Егимбаевич куда-то убегает. Видимо, остались еще нерешенные вопросы перед выездом. Ведь сейчас Серикбай Ташимов отвечает за весь район контактной сети города. Начальник РКС-17 Жанатай Сагындыков на данный момент находится в отпуске, и все его обязанности выполняет Серикбай Егимбаевич. Монтеры контактной сети завершают последние подготовительные работы. А у нас появилось немного времени, чтобы изучить внутреннее содержание кабины. Первым делом в глаза бросается большой пульт управления с различными кнопками, датчиками, лампочками и рычагами. Есть у машиниста два телефонных аппарата, подключенных к радиостанции, множество журналов и папок, инструкции на стене. Хозяин всего этого – Сергей Разуменко. Он также как и мы, не теряя времени даром, наливает себе в кружку чай из термоса и медленно потягивает горячий напиток, наблюдая за нами. Наконец-то Серикбай Егимбаевич заходит в кабину, а за ним электромонтеры. Все усаживаются по лавочкам. Машинист готов к выезду на дрезине.Она начинает плавное движение по рельсам. Затем Сергей берет телефонную трубку и запрашивает разрешение на выезд у дежурного ЭЦ-2. – Машинист Разуменко запрашивается на седьмой путь четного парка станции Астана с работой по времени на 15-20 минут под напряжением на высоте с вышки АДМ-1342. Потом отмечаемся по станции, – говорит он. – Разуменко. Отметиться и по станции, да? – переспрашивает строгий женский голос на том конце провода. – Да. Но сначала на седьмом пути 15-20 минут поработать. – Поняла. Сейчас нельзя. По седьмому пути проходит пассажирский. После прохода будете приняты на станцию. Дрезина останавливается у светофора. Ждем, когда проедет пассажирский поезд. Через 20 минут на горизонте появился длинный состав, двигающийся по параллельным путям. Это и есть тот самый поезд, из-за которого мы встали. Дождавшись, когда он проедет, Разуменко снова берется за рацию. – Разуменко. Путь еще не свободен. Завершается маневр. Поняли? Исполняйте, – отвечают ему. – Понял, исполняю. Через 10 минут машинист дрезины запрашивается снова. На этот раз дежурная по стации разрешила выехать на седьмой путь четного парка. – Каков фронт работы на сегодня? – спрашиваю у старшего электромеханика. – Будем проводить ревизию контактной подвески на седьмом пути в четном парке: измерим высоту, расстояние, износ звеньевых струн. Если износ будет составлять более 30%, то потребуется замена. Кроме того проверим зигзаги. – Для чего все это нужно? – перебиваю Ташимова. – Контактную сетьнужно содержать так, чтобы все работало, как часы, потому что любой сбой может вызвать остановку поездов, – отрезает Серикбай Егимбаевич. – А у вас большой участок? – Участок у нас большой – наша станция электроснабжения обеспечивает обслуживание контактной сети железной дороги от 39-ой станции до Сороковой, перегон Астана – Жайнак.Сама станция Астана большая. Здесь несколько парков: четный, нечетный, главный и предгорочный. Депо ПТО– тоже большой участок. Бывает много работы по обеспечению безопасности работы сотрудников подрядных организаций – ПЧ, ШЧ. Содержим в исправном состоянии контактную сеть. В любую погоду выезжаем. Если возникает повреждение, мы должны в течение часа его устранить. В это время дрезина останавливается. Монтеры надевают специальные предохранительные пояса. – Это необходимо при работе на высоте, – поясняет Серикбай Ташимов. Затем контактники надевают перчатки. – Электрические перчатки нужны для испытания изолирующей вышки АДМ перед началом работы, – опережая мой вопрос, комментирует Ташимов. Теперь все дружно спускаемся с дрезины. Наверху остается только электромонтер пятой группы Жаннат Баймагамбетов. К слову, подниматься на вышку разрешается лишь тем монтерам, которыеотносятся к пятой группе. После осмотра изолирующей вышки Баймагамбетов поднимается на нее и опробует изоляцию шунтирующей штангой об звеньевую струнку. В это время на земле руководитель работ Сергей Блонский проводит целевой инструктаж соблюдения техники безопасности и охраны труда при работе на высоте.Монтеры, выстроившись в одну линию, внимательно слушают руководителя работ. Затем Блонский выходит на связь с энергодиспетчером и берет приказ на работу. –Боранбаевич. Все, я готов. Я на седьмом пассажирском, жду приказ, – говорит он в рацию. – Добро даю. Начинайте, – слышится из рации. – Приказ есть, работаем, – Блонский обращается к монтерам, которые, ждут поручений. – Сейчас проверяем параметры контактной сети. Жаннат Баймагамбетов после опробования вышки снимает изолирующую штангу и дает команду другим электромонтерам контактной сети:–Не касаюсь, поднимайтесь!Монтер пятой группы Алибек Ибрайкулов бежит в сторону дрезины, поднимается на нее и, прежде чем подняться на вышку, монтер выкрикивает: – Некасайтесь, поднимаюсь! Как я выяснила позже, это обязательное требование безопасности. Оказывается, подъем и спуск выполняютсястрого по  команде. Прежде чем   подняться или спуститься с рабочей площадки,электромонтер должен убедиться  в том, что шунтирующие штанги сняты, а находящиеся на рабочей площадке электромонтеры не касаютсяконтактного провода. При этом электромонтер  предупреждает их: «Некасайся, поднимаюсь!» или «Не касайся, спускаюсь!». Следующим по переходной площадке на изолирующую вышку, не касаясь проводов и ведущих частей, поднимается электромонтер пятой группы Ринат Ташимов. Он также не забывает проговоритькоманду. После того как все электромонтеры поднялись на изолирующую вышку, она поднимает бесстрашныхконтактников под самые провода. А напряжение здесь немаленькое: 27,5 тысячи кВт! Для работников РКС это – дело привычное. Они начинают завешиватьизолирующие штанги и приступают кработе по проверке состояния регулировки контактной подвески. Участок изолирован и находится под одним потенциалом. А это значит, монтеров не должно ударить током. Монтеры начинают по точкам с помощью специального угольника проверять параметры контактной сети. Измеряют высоту и расстояние до фиксатора. Осматривают провода. Шунтирующие штанги снимают с проводов. Внизу возле дрезины Сергей Блонский наблюдает за соблюдением техники безопасности монтерами. ЖаннатБаймагамбетов подает знак рукой машинисту, и вышка медленно опускается вниз. Также поочередно монтеры спускаются с вышки. Работа выполнена успешно. – Теперь поедем по ревизии и регулировке воздушного промежутка «Ж» на восьмом пассажирском пути станции Астана, – инструктирует своих подчиненных Серикбай Ташимов. Монтеры занимают свои места в кабине дрезины, которая с минуты на минуту двинется в направлении восьмого пассажирского пути, а мы возвращаемся в редакцию. Экстрима на сегодня достаточно!

Айгерим БАКЫШЕВА

ҚТЖ келбеті
20.06.2025
Талай теміржолшыға ұстаз болған Құнанбаев Қалихан – 80 жаста
Аймақтар
20.06.2025
Арыстық жолшылар ойлап тапқан баспалдақ
ҚТЖ келбеті
20.06.2025
Кәсібінен береке тапқан жан
Әлеумет
20.06.2025
Балалар Бурабайға аттанды
Қауіпсіздік
20.06.2025
Вокзалда қауіпсіздік күшейтілді
Аймақтар
20.06.2025
Қызылорда станциясы жоспарды асыра орындады
Жаңалықтар / Мұрағат
20.06.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №47 20 маусым 2025 жыл
Жаңалықтар
19.06.2025
Президент темір жол қатынасы жүйесін жаңғырту барысымен танысты
Жаңалықтар
19.06.2025
Президент Stadler Kazakhstan зауытына барды
ҚТЖ келбеті
19.06.2025
Өз тіліңе құрметті – өзіңнен баста
Станция тынысы
19.06.2025
Тараз станциясының бүгінгі тынысы
Станция тынысы
19.06.2025
Ақтоғай – теміржол тарландарының мекені
Жолаушылар тасымалы
19.06.2025
"Астана-Бурабай курорты" маршрутына жаңа электр пойызы шығады
Жүк тасымалы
19.06.2025
Қазақстан Еуразиядағы негізгі көлік тораптарының біріне айналуда
Жүк тасымалы
18.06.2025
Қазақстан бидайы контейнерлік пойызбен Вьетнамға экспортталды
Инфрақұрылым
18.06.2025
Теміржол өткелі құрылысына бақылау қатаң
Жолаушылар тасымалы
18.06.2025
Алакөлге осы жазда 240 мың жолаушыны тасымалдау жоспарлануда
Әлемде
18.06.2025
Үндістан вагондарды жуу үшін дрондарды пайдалануда
Жаңалықтар
17.06.2025
Қазақстан Қытайға «Құрық» портында жүк терминалын бірігіп салуды ұсынды
Жаңалықтар
17.06.2025
Вокзалда бомба бар деп жалған хабар берген азамат сотталды