Производственная безопасность – новая модель управления

Жаңалықтар
24.12.2017, 15:12
Обеспечение безопасности движения и создание безопасных условий труда является приоритетной задачей в деятельности АО «НК «ҚТЖ». В рамках реализации одного из приоритетных проектов Программы трансформации бизнеса в Шымкенте состоялась конференция на тему: «Внедрение новой модели управления производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ». В конференции приняли участие более 200 руководителей и сотрудников структурных подразделений, филиалов и дочерних организаций компании, в чьи функциональные обязанности входит решение вопросов производственной безопасности. Организаторами мероприятия выступили Департамент производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» совместно с филиалом АО «НК «ҚТЖ» - «Центр трансформации бизнеса». Используя опыт стандартов производственной безопасности мировых лидеров, проектная команда «Внедрение новой модели управления производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ» разработала собственную систему внутренних корпоративных стандартов, которая охватывает всех работников компании вне зависимости от занимаемой должности и исполняемых обязанностей. Основной целью проводимой конференции является обучение и отработка навыков практического применения. Реализация вышеуказанных стандартов позволит грамотно организовать работу Қазақстан темір жолы в направлении планирования, достигнуть необходимого уровня прозрачности и вовлечь работников по безопасности в процесс постоянного обучения и регулярно проводимой аттестации. Кроме того, наличие четких регламентированных процессов работы с высокой степенью интенсивности завершит формирование интегрированной культуры нового типа. Как рассказывает директор Департамента безопасности труда и экологии Рашид Нуртазаев, применение корпоративных стандартов на практике – сложный и многоэтапный процесс. Для ознакомления с разработанными стандартами, в первую очередь, необходимо провести обучение всех работников компании, в том числе руководителей. После чего приступить к организации системы контроля: научить руководителей (ключевых пользователей) оценке и контролю над исполнением утвержденных стандартов. Работа в этом направлении начата еще в прошлом году и будет продолжена до получения окончательных результатов. - В рамках конференции предусмотрены обсуждения требований новых корпоративных документов внедряемой системы управления, обновленного функционала подразделений безопасности, а также отработка различных смоделированных ситуаций, содержащих происшествия или риски их возникновения, - сообщил Рашид Алиевич. В ходе конференции в формате «круглого стола» обсуждены пять стандартов производственной безопасности: «Идентификация опасностей и экологических аспектов, их оценка и управление рисками в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организаций», «Поведенческий диалог безопасности в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», «Управление безопасностью при выполнении работ подрядными организациями в АО «НК «ҚТЖ и его дочерних организациях», «Управление происшествиями с определением их коренных причин в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях», а также «Руководство по системе управления производственной безопасностью в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях». По каждому стандарту были назначены ответственные лица – модераторы, члены рабочих групп, разрабатывавших стандарты. Так, модератором стандарта «Идентификация опасностей и экологических аспектов, их оценка и управление рисками в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организаций» выступил главный менеджер второго уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Сагат Кабиев. По его словам, стандарт разработан в целях постоянного улучшения производственной безопасности и повышения удовлетворенности заинтересованных сторон, обеспечения единого порядка по идентификации опасностей и экологических аспектов, их оценки, управления рисками в области производственной безопасности в группе компаний АО «НК «ҚТЖ». Стандарт является основой для планирования действий на всех уровнях управления. При идентификации опасностей, экологических аспектов и их оценке необходимо учитывать стандартные и нестандартные виды деятельности, штатные и аварийные ситуации, поведение человекаопасности, возникающие в непосредственной близости от рабочего места, инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте и многое другое. Стандарт является точнейшим инструментом идентификации опасностей и экологических аспектов, - сказал Сагат Кабиев. Руководитель направления «Управление производственной безопасности» филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Центр трансформации бизнеса» Николай Гармаев провел презентацию стандарта «Поведенческий диалог безопасности в области производственной безопасности в АО «НК «ҚТЖ». - Поведенческий диалог безопасности внедряется для усиления профилактической работы по предупреждению аварий, крушений, пожаров, несчастных случаев на производстве, повышения роли и ответственности работников компании по соблюдению требований производственной безопасности на рабочих местах, - отметил Николай Гармаев. Как рассказал модератор, подобный стандарт разработан в компании впервые. Он является элементом повышения уровня культуры производственной безопасности и направлен на выявление, предупреждение и предотвращение опасных условий труда на рабочих местах, отклонений от требований безопасности и их причин. Процесс ПД безопасности направлен на развитие и улучшение коммуникаций между руководителями и работниками по вопросам безопасности и повышение культуры безопасности; немедленную приостановку опасного действия и условия, исправление опасного поведения на безопасное, выявление причин выполнения работы с нарушениями требований безопасности (слабые стороны системы управления, недостаточное обучение и непонимание, понимание, но нежелание, невнимательность, отсутствие чего-либо и другие); оценку эффективности мер, предпринимаемых по результатам ранее проведенных ПД безопасности, определение корректирующих мер с целью предотвращения возможного травмирования работника или аварийной ситуации; повышение приверженности работника принципу безопасной работы; концентрацию внимания работника на важность вопросов безопасности. В свою очередь, об «Управлении безопасностью при выполнении работ подрядными организациями в АО «НК «ҚТЖ и его дочерних организациях» участникам конференции рассказал главный менеджер первого уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Марат Омаров. По словам модератора, стандарт определяет порядок взаимодействия компании и ее дочерних организаций с подрядными организациями в области производственной безопасности. Взаимодействие компании или ее дочерних организаций с подрядчиком в области ПБ осуществляется путем: включения в договоры обязательств компании и ее дочерних организаций по соблюдению требований законодательных и локальных актов компании и ее дочерних организаций, при выполнении работ и оказании услуг подрядчиком, обеспечение мониторинга за соблюдением персоналом подрядчика требований законодательных и локальных актов компании и ее дочерних организаций при выполнении работ, оказание услуг на объектах заказчика, оценки деятельности подрядчика.   Модератором стандарта «Управление происшествиями с определением их коренных причин в АО «НК «ҚТЖ» выступил главный менеджер второго уровня Департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Константин Колесников. Он рассказал участникам об управлении происшествиями в части определения их коренных причин путем проведения служебного расследования, извлечения уроков и распространения информации о них, ведения документации по происшествиям. Хорошо продуманные методы расследования происшествия позволяют раскрыть коренные причины, сидящие в системах управления, а не только поведенческие причины, связанные с человеческим фактором. Для проведения анализа коренных причин могут, применяются три метода анализа: «Пять причин», «Диаграмма Исикавы», «Дерево причин». Методы «Дерево причин», «Диаграмма Исикавы» могут применяться при расследовании более сложных случаев происшествий. Метод «Пять причин» применяется только для происшествий несложных случаев. - Данный стандарт базируется на ранее существовавших нормативных документах по порядку расследований происшествий. Но в отличие от старых, в новом стандарте определен единый подход, требования и критерии. Его главной целью является выявление коренных причин с намерением избежать аналогичного происшествия в будущем, а также определение выводов на основе уроков, извлеченных в ходе расследования происшествия, - отметил Константин Колесников. О стандарте «Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций» рассказал директор Департамента восстановительных и пожарных поездов филиала АО «НК «ҚТЖ»-«Дирекция магистральной сети» Бахытжан Дилимбетов. - Целью стандарта является предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. В первую очередь, он направлен на определение единого порядка по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в области производственной безопасности АО «НК «ҚТЖ», планирования действий в аварийной ситуации и проведении аудита на всех уровнях управления. Кроме того, настоящий стандарт разработан для определения основных задач, принципов построения, функционирования и организации мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера, оказания экстренной медицинской и психологической помощи персоналу и населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечения безопасности движения поездов, пожарной и промышленной безопасности, организации и деятельности аварийных формирований в компании. Стандарт устанавливает построение организационной структуры системы предупреждения иликвидации ЧС, порядок разработки мероприятий по предупреждению и ликвидациипоследствий ЧС природного и техногенного характера, порядок организации системы оповещения, отправления, взаимодействие формирований к ликвидации последствий ЧС, проведение эвакуационных мероприятий, оказание экстренноймедицинской и психологической помощи персоналу, пассажирам и населению,находящемуся в зоне ЧС, порядок подготовки персонала к действиям при возникновении ЧС, контроль за системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерних организациях. А вот что, сказали по окончании конференции ее участники. - Для меня наибольший интерес вызвал стандарт «Поведенческий диалог в области производственной безопасности». На конференцию я приехала со множеством вопросов, по окончанию которой были даны разъяснения, приведены примеры из практики. Мы говорили о необходимости проактивных действий и инструментов для постоянного обмена информацией. Все участники были активно вовлечены в процесс обсуждений, - отметила инженер филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Механизированная дистанция пути Акадыр» Махпал Шарипова. - Интересно прошло обсуждение стандартов. Честно говоря, времени на обсуждение каждого стандарта было недостаточно. По ходу обсуждения давались предложения как лучше применять стандарты, отдельные позиции требовали пояснений и комментариев. Самой сложной задачей при переходе на новую модель на мой взгляд будет изменение психологии как работников, так и руководителей всех уровней. И в этом заключается наша задача. На мой взгляд, конференция прошла на высоком уровне и очень продуктивно, - поделилась мнением инженер филиала АО «КТЖ-Грузовые перевозки» - «Акмолинское отделение ГП» АрайЖундусова. - Считаю, проведение подобной конференции актуальным и необходимым. Новая модель управления производственной безопасности позволит аккумулировать усилия в одном направлении. Унификация нормативных документов позволяет выработать единые подходы ко всем видам производственной безопасности. Обмен мнениями, обсуждения шли не только за круглым столом, но и в перерывах, в свободное время. Мы высказывали свои мнения, замечания, делились предложениями, общались с коллегами. Лично для себя узнал много нового. Надеюсь, что такие мероприятия будут проводиться как можно чаще, - высказался главный инженер станции Шымкент Алтайбек Туртаев. Зайцев Александр Альбертович, главный инженер филиала АО «НК «ҚТЖ» - «Карагандинская дирекция магистральной сети». Я глубоко признателен руководству Компании, что на такое мероприятие пригласили не только специалистов всех уровней, но и руководителей подразделений. Перед конференцией я внимательно изучил материалы по стандартам. Однако оставались открытыми некоторые вопросы, требующие разъяснений в части их исполнения. В ходе проведения круглых столов, при обмене мнениями с коллегами в перерывах были разрешены практически все вопросы. Мы со своими коллегами из филиала наметили план работ по реализации в структурных предприятиях новых стандартов производственной безопасности. В первую очередь это конечно обучение работников филиала применению новых стандартов, ориентацию на новые подходы, проактивную работу по предупреждению аварийных ситуаций.   От участников конференции поступило множество отзывов и предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной базы и привязке отдельных положений разработанных актов к особенностям организации процессов на местах, что еще раз подтверждает актуальностьреализации новыхподходов в управлении безопасностью. Как отмечают организаторы мероприятия, цели конференции, впервые собравшей столь широкий круг сотрудников по безопасности, были полностью достигнуты. В завершении мероприятия самые активные участники были отмечены памятными призами. 

Мадина ТУРГУМБАЕВА 

   
Жолаушылар тасымалы
24.07.2024
Пойыздарға билетсіз мінгізгені үшін – жұмыстан шығару
Жаңалықтар
24.07.2024
Құрық теңіз порты мен Транскаспий халықаралық көлік бағытын байланыстыратын жол күрделі жөндеуден өтті
Жаңалықтар
24.07.2024
Кірме жолдарды мемлекеттік меншікке беру рәсімі аяқталды
Әлемде
23.07.2024
Германияда Еуро-2024 кезінде қалааралық пойыздармен 12 миллион жолаушы тасымалданды
Әлемде
23.07.2024
Еуропалық Одақ көлік жобаларына 7 миллиард еуро бөлмек
Жүк тасымалы
23.07.2024
ҚТЖ астық тасымалына дайындығын пысықтауда
Қауіпсіздік
23.07.2024
Атырауда техникалық-әдістемелік сабақ өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
23.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №60 23 шілде 2024 жыл
Жаңалықтар
22.07.2024
Қазақстан, Түрікменстан және Ауғанстан жаңа теміржол магистралінің құрылысын талқылады
Инфрақұрылым
22.07.2024
Күрделі жөндеу жұмыстары кезең-кезеңімен жүзеге асырылуда
Әлеумет
22.07.2024
Теміржолшылардың балалары лагерге аттанды
Спорт
22.07.2024
Қазақстан темір жолының 120 жылдығына орай Таразда спартакиада өтті
Жаңалықтар
22.07.2024
Ауғанстан, Түрікменстан және Өзбекстан делегациясы Бейнеу астық терминалының мүмкіндігімен танысты
Жолаушылар тасымалы
22.07.2024
Қаныш Сәтбаевтың 125 жылдығына арнайы безендірілген пойыз жолға шықты
Темір жол тарихы
21.07.2024
«Алатау» жүрдек пойызы қалай пайда болды?
Жаңалықтар
19.07.2024
Жаңа – Есіл локомотив депосының паркі жаңартылды
Жаңалықтар
19.07.2024
Мемлекеттік тілді дамыту бойынша өткен байқаудың жеңімпаздары анықталды
Станция тынысы
19.07.2024
Шағыр станциясында жүк тиеп жөнелту артып келеді
Аймақтар
19.07.2024
«Жасыл істер марафонында» Жамбыл бөлімшесі бірінші орынды жеңіп алды
Жүк тасымалы
19.07.2024
Биыл Қытайға 2 млн тоннадан астам астық экспортталмақ