ДОСТЫК – 25 ЛЕТ ДРУЖБЫ!
Жаңалықтар
01.08.2016, 09:55
Свою 25-ю годовщину первый международный казахстанско-китайский железнодорожный погран переход Достык – Алашанькоу встретил хорошими показателями в работе. Незаметно пролетели четверть века с тех пор, как 20 июля 1991 года между пограничными станциями РК и КНР было открыто грузовое движение, и навстречу друг другу по узкой и широкой колеям проследовали первые поезда с грузами. За это время по обеим сторонам государственной границы сформировались современные станции со всей прилегающей инфраструктурой – Достык и Алашанькоу, в разы увеличились объемы перевозимых грузов, налажено регулярное пассажирское сообщение Астана – Урумчи и Алматы – Урумчи.
На станции Достык выполняется полный комплекс операций по приему и отправлению поездов, следующих через государственную границу. Общая суточная производительность перегрузочных мест составляет 344 вагона с контейнерами, 130 крытых вагонов, 144 полувагонов, 270 – с перестановкой вагонов и 100 вагонов нефтепродуктов. Пропускная способность межгосударственного стыкового пункта Достык – Алашанькоу составляет 20 млн. тонн в год.
Немало достижений на счету работников казахстанской станции. О том, как работает международный железнодорожный погранпереход, нашему корреспонденту рассказал директор филиала АО «НК «КТЖ» - «Станция Достык» Нургали ИЛЯСОВ.
–ПогранпереходДостык – Алашанькоу можно считать ровесником независимости Казахстана. Расскажите, как он развивается?
–Первый международный железнодорожный переход на границе с Китаем начал действовать в год обретения Казахстаном независимости. Стыковка казахстанско-китайской магистрали произведена в 1990 году, а уже 20 июля навстречу друг другу пошли первые поезда с грузами. Встречаем свой юбилей с хорошими показателями в работе. Достык сегодня – внеклассная пограничная грузовая станция. Здесь производится перегруз поступающих по узкой колее из Китая вагонов, контейнеров с грузами, которые перегружаем и отправляем по Казахстану и далее транзитом в Европу, Россию и другие страны СНГ, Среднюю Азию, Туркмению, Иран, а в перспективе и в Индию. Также в нашу задачу входит сдача экспортных грузов – как казахстанских, так и транзитных в Китай. Если четверть века назад при открытии движения через станцию Дружба осуществлялись прием и сдача в среднем 32 вагонов в сутки, то в настоящее время – до тысячи. Наша станция получила большое развитие.Построен новыймощный перестановочный пункт, который за сутки может переставлять до 500 колесных пар. Как вы знаете, Достык – единственная станция в Казахстане, где осуществляется перестановка колесных пар с узкой китайской колеи 1425 мм на широкую 1520 мм. Пропускная способность межгосударственного стыкового пункта Достык – Алашанькоу составляет 20 млн. тонн грузов в год.В этом году мы начали наращивать грузопоток после сильного кризиса. Общий грузооборот за 6 месяцев этого года при плановом задании ОСЖД 83 296 вагонов выполнен на 104%. Мы перевезли фактически 86 822 вагона или 3млн 508 тысяч 497 тонн грузов. В сравнении с прошлым годом, выполнение этого года увеличено в вагонах на 109%, в тоннах –на 108%.
– Какое направление активнее растет в настоящее время - экспорт или импорт грузов?
– В последнее время увеличивается экспорт. Показатель передачи казахстанских грузов в КНР за полугодие составил в вагонах115% или 118% –в тоннах. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года, в текущем году произошло увеличение перевозок экспортных грузов в вагонах на 119%, выполнение перевозок в тоннаже – на 125%.Увеличился и транзит экспортных грузов. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года перевозки транзитных грузов увеличились в вагонах на 161%, в тоннаже увеличение составило 136%.
– Почему отстает импорт?
– Действительно, прием китайских грузов снижается. Невыполнение приема обусловлено уменьшением передачи импортного груза, т.е. легковесных контейнеров из КНР в первом квартале 2016 года. Однако радует рост транзита импортных грузов. За 6 месяца принято из КНР 27 291 вагон, 734 283 тонн. Произошло увеличение перевозок транзитных грузов в вагонах на 120%, в тоннаже - 101%.
– Сейчас особое внимание уделяется контейнерным перевозкам. Какие показатели в этом сегменте?
–Радуют нас показатели по контейнерным перевозкам. Если за шесть месяцев прошлого года мы пропустили всего 136 контейнерных поездов, то в этом году уже 479. Контейнерные поезда направляются в такие европейские страны как Польша, Германия, Чехия, Испания, а также в Россию, Узбекистан, Иран. Расширяется частота и география их следования. Маршрут Чунцин–Дуйсбург (Германия) в прошлом году проследовал 63 раза, в этом 104, Иву-Брест – Мадрид с 1 увеличился до 22. Появились такие новые маршруты как Хэвэй– Германия (Гамбург), Германия (Нюрнберг), Чэнду –Кутно(Польша), Урумчи –Дуйсбург.Если посмотреть на цифры, они тоже красноречивы. Прием импортного груза в контейнерах за 6 месяцев при плановом задании ОСЖД 20 тыс. вагонов или 700 тыс. тонн, фактически приняли 28 950 вагонов, 556 478 тонн. В сравнении с отчетным периодом 2015года, увеличение этого года составило в вагонах 127%, в тоннаже увеличение на 106%. Экспорт в контейнерах за 6 месяцев при плановом задании ОСЖД 6 714 вагонов, 235 тыс. тонн, фактическое выполнение составило 10 486 вагонов, 240295 тонн.
– Вы пропустили поезда из китайского города Иу в Испанию, а также первый поезд Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)?
– Экспериментальным поездом №1280 в смене дежурного по станции АзатаАйтмухамбетова был отправлен контейнерный поезд в Азербайджан по маршруту ТМТМ. Состав со скоростью 1200км/сут. был доставлен в порт Актау, где далее паромом по Каспию был направлен в Азербайджан. Перегруз 82 контейнеров с 41 вагона успешно осуществлялся непосредственно работниками АО «Кедентранссервис» с использованием перегрузочной техники – контейнерный штабелер «SMV».
– Поделитесь секретом успеха. За счет чего увеличивается грузооборот?
–Секрет прост. Все дело в хорошо налаженной работе. Рост достигнут за счет сокращения времени обработки контейнерных поездов до 4 часов 15 минут, ранее этот показатель составлял 12 часов.Столько времени проходит от момента приема поезда из парка, где его досматривают пограничники, до отправления со станции. Успеваем осуществить прием поезда, обработку состава, перегруз контейнеров с узкой на широкую колею, обработку перевозочных документов.Заработало предварительное информирование. Согласно таможенному кодексу ЕАЭС мы оповещены за 2 часа до перехода поездом границы. На китайской станции Алашанькоу находятся наши агенты, которые передают нам все данные о контейнерах – инвойс, маршрут следования. Перегруз с узкой на широкую колею и оформление таможенных деклараций идет параллельно.Плюс еще в пути следования скорость выросла и достигла 1040 км в сутки. Раньше на смену локомотива, к примеру, на Актогае или Саяке уходил час-полтора, сейчас смена тепловоза с локомотивной бригадой производится за 20 минут. Это ускорение осуществляется для того, чтобы войти в европейские стандарты. Ускорить процесс, прибавить скорости.За счет скорости прибавился объем перевозок. Это выгодно всем. Перевозки, которые до этого проходили морем за 30-40 суток, сейчас осуществляются по железной дороге. За 4-5 суток поезд уже в Европе. В денежном выражении они дешевле обходятся клиенту. Ускорение способствует и сохранности груза. За 4 часа 15 минут никто не успевает вмешаться в груз, мы быстро его перегружаем, оформляем и отправляем. Контейнерные поезда сейчас ходят быстрее, чем пассажирские. Им дали такой статус, что дажепассажирские уходят по параллельному пути, а контейнерным - зеленый путь. За счет этих параметров мы многого добились. Ежедневно согласно твердой нитке графика минимум 3 поезда проходят на Европу,по одному поезду на Россию и на Среднюю Азию. В целом в сутки 5 поездов пропускаем по такому стабильному скоростному графику. И с китайской стороны также четко поставлена работа.
– Последнее время «Кедентранссервис»осуществлял на Достыкереконструкцию перегрузочных мест, оснащали техникой.
–Действительно, на 7-й перегрузочной в прошлом году реконструировали 35-тонный козловой кран, сделали платформу шире, путь переставили, уложили новые рельсы и шпалы. Действующий 50-тонный козловой кран тоже планируют демонтировать и заменить на 125-тонные краны. На свободной территории проводится развитие для отстоя своих вагонов.И на других площадках также ведется развитие. Кризисы не вечны. Мы уверены, что очень скоро начнется рост грузопотока. Мы должны быть к этому готовы.
–Ваш коллектив участвует в подготовке к ЭКСПО?
– Пассажиропоток на ЭКСПО будет организован через станцию Алтынколь. Через Достык грузы на ЭКСПО железнодорожным сообщением проходят на станцию Сороковая в Астану. В настоящее время идет очень много грузов – оборудование, техника из Китая, Кореи, Японии. Для строительства ЭКСПО мы ускоренным темпом все отправляем.
– Пассажирское движение осуществляется в двух направлениях?
– Два раза в неделю мы пропускаем один китайский состав, один казахстанский. Китайцев к нам много едет, особенно после того, как в Актогае открылся ГОК, многие там работают вахтовым методом. Одновременно проходят 8 вагонов поезда Астана – Алматы – Урумчи, в котором из Алматы формируются 4 вагона и столько же из Астаны. Также в летний период по линии едет пассажирский поезд «Туран-Экспресс», который возит пассажиров в зоны отдыха на озера Алаколь и Жаналашколь. Если в первые дни состав формировался из 12-15 вагонов, то сейчас они ходят по 23 вагона. И все места заполнены на 100%. Казахстанцы стали предпочитать отдых в наших краях.И россияне к нам с удовольствием едут. Они отправляют сюда специализированные турпоезда «Восточный экспресс», «Золотой орел», «Русь» и другие. Мы всем рады.
– Сейчас в Казахстане действуют два железнодорожных стыковых пункта. Южнее построен погранпереход Алтынколь – Хоргос. Нет ли у вас конкуренции с Алтынколем за грузы, тем более, что сейчас объявлено – контейнерные поезда будут перенаправляться через эту станцию?
–Это очень хорошо, что задействован новый стык Алтынколь – Хоргос. Мы ведь с ними братья, какая может быть конкуренция?! В конце мая в Урумчи на переговорах с китайской стороной обсуждали вопрос о переводе всего контейнерного потока через переход Алтынколь – Хоргос и сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». Во-первых, путь короче будет по Казахстану, дешевле будет по тарифу грузоотправителям и грузополучателям выгодно. В конце месяца руководство китайской железной дороги приедет в Астану, где обсудят этот вопрос и примут окончательное решение. Достык, в свою очередь, как работал, так и будет работать. Большегрузные, тяжеловесные, а также оборудование на открытом подвижном составе, насыпные, навалочные грузы будут идти через нашу станцию. Экспортные грузы также через нас пойдут. У нас есть объем работы. А опытные работники с любым делом справятся.
– Расскажите, как решаются социальные вопросы работников станции?
– Руководством АО «НК «КТЖ» принимаются все меры, направленные на улучшение социальных условий для работников станции Достык. С 2008 года для работников железнодорожного транспорта и смежных государственных служб были построены 25 жилых домов на 505 квартир. Станция Достык является ключевым трансграничным железнодорожным переходом из Казахстана в Китай с населением более десяти тысяч человек, основная часть которых - 3 230 железнодорожники, из которых – 820 сотрудников станции.В 2010 году у нас построены 8 домов на 216 квартир, в 2012 году – 7 домов на 153 квартиры. Построили и 3-этажный служебно-бытовой корпус для работников КНР.А полтора месяца назад сдали в эксплуатацию 10 домов на 136 квартир, общей площадью 12,9 тыс.кв.м. Новоселий в этом году было много!
–У вас здесь активно развивается и культурная, спортивная жизнь?
– Каждый праздник отмечаем всем дружным коллективом. У нас много спортсменов, действует спортивная школа, проводим соревнования областного масштаба поқазақша күрес. Наша команда КВН завоевывала призовые места на областных и республиканских соревнованиях.
–25-летие независимости Казахстана для станции - ровесницы независимости особенный праздник?
–День образования Республики Казахстан собираемся отмечать как день образования станции Достык. Соберем всех ровесников Достыка,кто родился в 1991 году, тех, кому исполнилось в этом году 25 лет. У дочери нашего сотрудника ТашбулатаМахмутовичасвидетельство№ 1 о рождении на Достыке. На днях мы все праздновали ее свадьбу в Алматы. Хотим 16 декабря также пригласить ветеранов, начальников станции, открывавших Достык, когда произошла стыковка. Надо отпраздновать это событие.Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, «железная дорога является артерией экономики Казахстана». Станция Достык готова с достоинством выполнить все возложенные на нас надежды, каждый работник с осознанием важности прилагает все усилия для вступления страны в список одной из развитых стран мира.
Ирина БЕКТИЯРОВА,ст. Достык
Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр