Связующее звено в экономике
Сұхбат
06.10.2016, 11:44
Открытие дороги Шар – Усть-Каменогорск, первый опыт работы с частными операторами инфраструктуры, пассажирских перевозок и локомотивной тяги, запуск скоростного движения и многое другое – всеми этими достижениями последних десятилетий могут гордиться железнодорожники Защитинского региона. Об этом рассказал наш собеседник – директор филиала АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» – «Восточно-Казахстанское отделениеГП» Нуржан Кельбуганов.
–Нуржан Амангельдинович, что можно назвать главным событием в отделении за годы независимости?
–Безусловно, это строительство и эксплуатация дороги Шар – Усть-Каменогорск в рамках первого в Казахстане концессионного проекта на базе государственно-частного партнерства. Во многом благодаря этому участку в регионе появились новые предприятия, станции, вокзалы. В марте 2013 года рядом со станцией Сарыжал в голой степи выросло предприятие ТОО «Казахцемент».
С 2014 года здесь открытоскоростное движение. Это пассажирские поезда «Тұлпар-Тальго» сообщением Защита – Астана и Защита – Алматы. Оба скоростных поезда сокращают время пути от станции Защита до северной и южной столиц примерно в полтора раза.
Особенностью отделения является и то, что за годы независимости у нас появились частные операторы пригородных пассажирских перевозок сообщением Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск. Это предприятия «Туран-Экспресс» и «Солюкс-Экспресс».
С 20 мая 2015 года на участке Шар – Усть-Каменогорскуспешно работает частный оператор тяги «KZ Сервис» со своими локомотивами СКД-9с. Мощность их двигателей превышает локомотив серии ТЭ33А в1,6 раза. Благодаря этим двухсекционным тепловозам нам удалось поднять вес поезда с 2700 до 3600 тонн, улучшить производительность локомотива, техническую скорость, оборот вагона.
Особо подчеркну, что за годы независимости на территории Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозокполностью обновлен тяговый подвижной состав, значительно улучшились условия труда локомотивных бригад. Это большая радость для машинистов и их помощников, что они водят поезда с помощью самых новых, модернизированных тепловозов. Бригадам в них очень комфортно.
– Какие новые станции и вокзалы появились на востоке?
– На участке Шар – Усть-Каменогорск появились шесть раздельных пунктов: станции Шалабай, Екаша, Аиртау, Сарыжал, разъезды Бурсак и Улан. На станциях все вокзалы – новые, современные, красивые. На трех станциях – Тургусун (участок Защита – Зыряновск), Усть-Таловка (Защита – Шемонаиха), Ново-Усть-Каменогорск – в рамках программы «100 вокзалов» были построены пункты обслуживания пассажиров. Там были здания, но они находились в аварийном состоянии, постройки 1930-х годов. Капитальный ремонт прошел почти на всех вокзалах, включая станции Защита, Шемонаиха, Черемшанка, Предгорная, Лениногорск, Селезневка, Ермаковка, Серебрянка. В то же время на некоторых станциях вокзалов нет до сих пор, хотя они нужны. ВЗыряновском районе развивается туристический кластер, но на станции Бухтарма вокзала нет. Местное население нередко жалуется в акиматы, обращались и к железнодорожникам. Но на этом участке не ходят пассажирские поезда АО «НК «ҚТЖ». Там частный перевозчик – ТОО «Туран-Экспресс», он ссылается на то, что строительство вокзалов – прерогатива АО «Вокзал-сервис». Вопрос пока открыт.
– В чем заключаются особенности работы Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок?
– Это основная транспортная артерия на востоке страны. Ее протяженность, включая Шар – Усть-Каменогорск и Восточный железнодорожный участок– 668 километров. На его территории расположены 33 раздельных пункта, погрузка ведется на 22 станциях, причем наше отделение находится в первой пятерке по погрузке-выгрузке. Кстати, еще одна особенность нашего отделения – один из самых сложных профилей пути на железнодорожных магистралях АО «НК «ҚТЖ». Он отличается большим числом уклонов и подъемов, протяженность таких участков – 399 километров. У нас расположено большое число искусственных сооружений, а именно 515. Это 172 моста, 2 тоннеля, 11 путепроводов, 12 противообвальных галерей, 314 труб, 4 фильтрующие насыпи.
Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок – тупиковое, и в этом его уникальность. Наш грузооборот непосредственно зависит от нашей работы, погрузки-выгрузки. На других отделениях грузооборот формируется в том числе за счет транзита.
Четыре станции нашего отделения расположены на территории Российской Федерации.Вместе со станцией Локоть, которая находится в оперативном подчинении Семипалатинского отделения дороги, они образуют Восточный железнодорожный участок. Это Неверовская, где базируется дирекция ВЖУ, а также Ремовская, Масальская, Третьяково. Их работники,являясь гражданами другого государства (России),числятся в штате АО «НК «ҚТЖ». Мы много лет успешно работаем, оперативно управляем движением, погрузкой и выгрузкой на этом участке. Никаких сложностей нет. Только вот при внедрении АСУ «Договорная и коммерческая работа» возникла проблема, связанная с разницей в начислении НДС между Казахстаном и Россией. Да и в самой программе не предусмотрена оплата за перевозки в российских рублях. Но сейчас программисты решают этот вопрос.
– Изменилась ли структура грузов за последнюю четверть века?
– Сейчас у нас 27 наименований народно-хозяйственных грузов, причем 50% от всего объема занимает цветная руда, 20% – цемент, также есть химикаты, сода, строительные и лесные грузы, сельхозпродукция. Погрузка ведется во все регионы Казахстана, на экспорт в КНР, Россию, страны Средней Азии, Афганистан, Иран.
В годы независимости, а точнее в 2002 году в Усть-Каменогорске построили и сдали в эксплуатацию автосборочный завод «АЗИЯ АВТО». Это крупнейший производитель легковых автомашин в Казахстане. Отгрузка происходит на станции Защита. С момента образования «АЗИЯ АВТО» перевезено около 8700 вагонов с автомобилями. Машины отгружают и перевозят по железной дороге во все регионы Казахстана и соседние страны.
По станции Лениногорск ТОО «Казцинкмаш» провел техническое перевооружение с полной заменой технологически устаревшего оборудования и технологий. Проект реализован, а ожидаемый результат – внедрение современного высокоинтеллектуального оборудования и технологий. Только за восемь месяцев этого года по железной дороге перевезли 90 вагонов оборудования весом около 20,5 тысячи тонн.
Крупное металлургическое предприятие «Казцинк» по станции Защита ввело в строй медеплавильный и электролизный заводы. Этот проект – один из самых дорогих и масштабных. Он реализован в декабре 2010 года и позволил сбалансировать горно-обогатительные возможности предприятия с металлургическими мощностями, благодаря новой технологии можно извлекать дополнительное количество металлов. Эти заводы имеют мощность 70 тысяч тонн катодной меди в год. Вся медь отгружается на экспорт в Турцию, а свинец – в Испанию. По станции Лениногорскпроведена реконструкция цинкового производства ТОО «Казцинк». Объемы перевозок цинка только за восемь месяцев 2016 года составили 84 тысячи тонн.
В 2015 году на территории АО «Титано-магниевый комбинат» Усть-Каменогорска создано производство титановых слитков и слябов. Продукцию отгружают в Южную Корею для строительства атомной станции. По станции Зыряновск ТОО «Фаворит» отгружает лесную продукцию.По Шемонаихе предприятие СПК «Триумф-Агро» грузит растительное масло, мукомольно-крупяную продукцию, комбикорм. На станции Предгорное растительное масло отгружает ТОО «Востоксельхозпродукт», на станциях Усть-Каменогорск, Зыряновск, Защита, НУК ТОО «Астана-Бизнес» грузится зерно и шрот.
– За эти годы, вероятно, научно-технический прогресс коснулся и автоматизированных систем управления?
– В 1991 году мы были на «нулевом» уровне. Сейчас у нас автоматизированы и информатизированы17 грузовых станций из 22. На линейных станциях функционируют 172 автоматизированных рабочих места. В административном здании нашего отделения –более 270 АРМов. На 14 станциях региона в 2012 году внедрены комплексы АСУ с общим числом 96 рабочих мест. В регионе недавно завершены разработки по укладке ВОЛС и продолжается проект «Последняя миля» на всех трех участках: Защита – Локоть, Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск по подведению оптоволокна к рабочим местам. Ежегодно с внедрением новых систем увеличивается число вычислительной и оргтехники, значительно выросло количество объектов, подключаемых к корпоративно почте, электронному документообороту, растет уровень автоматизации производственных процессов. Время диктует необходимость в информационных системах, возрастают требования к качеству и контролю над их технологическим сопровождением.
В целом, железнодорожные предприятия на востоке страны, которые являются частью структуры АО «НК «КТЖ» и интегрированы в экономику всей страны, развиваются поступательно. Безусловно, большая часть наших достижений – это заслуга всех служб стальной магистрали, их коллективов, которые работают слаженно, с самоотдачей, выполняя поставленные перед ними задачи.
Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск
Жаңалықтар
05.02.2025
Темір жол машинасын жасау саласында 3 мыңнан астам жұмыс орны ашылады
Жаңалықтар
04.02.2025
Теміржолшылар мен тыл қызметкерлері әскери техниканы тиеу және түсіру сынағын өткізді
Жаңалықтар
04.02.2025
«Jibek joly» наурызда жолға шығады
Жүк тасымалы
04.02.2025
ҚТЖ желісі бойынша Орталық Азия елдеріне жаңа астық экспорты 36% артты
ҚТЖ келбеті
04.02.2025
Қиын жылдар бізді шыңдады
Жаңалықтар
04.02.2025
Үздік дефектоскоп маманы анықталды
Жүк тасымалы
04.02.2025
Атырау жүк тасымалында табыс артты
Аймақтар
04.02.2025
Қармен күрес қарқынды жүріп жатыр
Жаңалықтар / Мұрағат
04.02.2025
Қазақстан теміржолшысы газеті, №8 4 ақпан 2025 жыл
Қауіпсіздік
03.02.2025
166 мыңнан астам адам теміржолдағы тәртіп ережелері туралы дәрісті тыңдады
Аймақтар
03.02.2025
Білікті маман құрметті демалысына шықты
Аймақтар
03.02.2025
Кәсіподақ жетекшісі марапатталды
Аймақтар
03.02.2025
Колледж теміржол мекемелерімен келісімшартқа отырды
Станция тынысы
03.02.2025
Белкөл станциясының тынысы (Фото)
Жаңалықтар
03.02.2025
Alstom Қазақстандағы өндірісін кеңейтіп, экспорттық әлеуетін нығайтуда
Жүк тасымалы / Апта саны
03.02.2025
Ел тұрғындары үшін ҚТЖ желісі арқылы шамамен 54 млн тонна көмір жеткізілді
Жаңалықтар
03.02.2025
Ақтау портында хаб құрылысы жүріп жатыр
Цифрландыру
03.02.2025
ҚТЖ жасанды интеллектті сынау үшін цифрлық полигондар ашады
Аймақтар
31.01.2025
Оқушылар темір жолмен танысты
ҚТЖ келбеті
31.01.2025
Қырағы өткел кезекшісі жол апатының алдын алды