Связующее звено в экономике

Сұхбат
06.10.2016, 11:44
Открытие дороги Шар – Усть-Каменогорск, первый опыт работы с частными операторами инфраструктуры, пассажирских перевозок и локомотивной тяги, запуск скоростного движения и многое другое –  всеми этими достижениями последних десятилетий могут гордиться железнодорожники Защитинского региона. Об этом рассказал наш собеседник – директор  филиала АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» – «Восточно-Казахстанское отделениеГП» Нуржан Кельбуганов.   –Нуржан Амангельдинович, что можно назвать главным событием в отделении за годы независимости?   –Безусловно, это строительство и эксплуатация дороги Шар – Усть-Каменогорск в рамках первого в Казахстане концессионного проекта на базе государственно-частного партнерства. Во многом благодаря этому участку в регионе появились новые предприятия, станции, вокзалы. В марте 2013 года рядом со станцией Сарыжал в голой степи выросло предприятие ТОО «Казахцемент». С 2014 года здесь открытоскоростное движение. Это пассажирские поезда «Тұлпар-Тальго» сообщением Защита – Астана и Защита – Алматы. Оба скоростных поезда сокращают время пути от станции Защита до северной и южной столиц примерно в полтора раза.     Особенностью отделения является и то, что за годы независимости у нас появились частные операторы пригородных пассажирских перевозок сообщением Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск. Это предприятия «Туран-Экспресс» и «Солюкс-Экспресс». С 20 мая 2015 года на участке Шар – Усть-Каменогорскуспешно работает частный оператор тяги «KZ Сервис» со своими локомотивами СКД-9с. Мощность их двигателей превышает локомотив серии ТЭ33А в1,6 раза. Благодаря этим двухсекционным тепловозам нам удалось поднять вес поезда с 2700 до 3600 тонн, улучшить производительность локомотива, техническую скорость, оборот вагона. Особо подчеркну, что за годы независимости на территории Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозокполностью обновлен тяговый подвижной состав, значительно улучшились условия труда локомотивных бригад. Это большая радость для машинистов и их помощников, что они водят поезда с помощью самых новых, модернизированных тепловозов. Бригадам в них очень комфортно. – Какие новые станции и вокзалы появились на востоке? На участке Шар – Усть-Каменогорск появились шесть раздельных пунктов: станции Шалабай, Екаша, Аиртау, Сарыжал, разъезды Бурсак и Улан. На станциях все вокзалы – новые, современные, красивые. На трех станциях – Тургусун (участок Защита – Зыряновск), Усть-Таловка (Защита – Шемонаиха), Ново-Усть-Каменогорск – в рамках программы «100 вокзалов» были построены пункты обслуживания пассажиров. Там были здания, но они находились в аварийном состоянии, постройки 1930-х годов. Капитальный ремонт прошел почти на всех вокзалах, включая станции Защита, Шемонаиха, Черемшанка, Предгорная, Лениногорск, Селезневка, Ермаковка, Серебрянка. В то же время на некоторых станциях вокзалов нет до сих пор, хотя они нужны. ВЗыряновском районе развивается туристический кластер, но на станции Бухтарма вокзала нет. Местное население нередко жалуется в акиматы, обращались и к железнодорожникам. Но на этом участке не ходят пассажирские поезда АО «НК «ҚТЖ». Там частный перевозчик – ТОО «Туран-Экспресс», он ссылается на то, что строительство вокзалов – прерогатива АО «Вокзал-сервис». Вопрос пока открыт. – В чем заключаются особенности работы Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок? – Это основная транспортная артерия на востоке страны. Ее протяженность, включая Шар – Усть-Каменогорск и Восточный железнодорожный участок– 668 километров. На его территории расположены 33 раздельных пункта, погрузка ведется на 22 станциях, причем наше отделение находится в первой пятерке по погрузке-выгрузке. Кстати, еще одна особенность нашего отделения – один из самых сложных профилей пути на железнодорожных магистралях АО «НК «ҚТЖ». Он отличается большим числом уклонов и подъемов, протяженность таких участков – 399 километров. У нас расположено большое число искусственных сооружений, а именно 515. Это 172 моста, 2 тоннеля, 11 путепроводов, 12 противообвальных галерей, 314 труб, 4 фильтрующие насыпи. Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок – тупиковое, и в этом  его уникальность. Наш грузооборот непосредственно зависит от нашей работы, погрузки-выгрузки. На других отделениях грузооборот формируется в том числе за счет транзита.    Четыре станции нашего отделения расположены на территории Российской Федерации.Вместе со станцией Локоть, которая находится в оперативном подчинении Семипалатинского отделения дороги, они образуют Восточный железнодорожный участок. Это Неверовская, где базируется дирекция ВЖУ, а также Ремовская, Масальская, Третьяково. Их работники,являясь гражданами другого государства (России),числятся в штате АО «НК «ҚТЖ». Мы много лет успешно работаем, оперативно управляем движением, погрузкой и выгрузкой на этом участке. Никаких сложностей нет. Только вот при внедрении АСУ «Договорная и коммерческая работа» возникла проблема, связанная с разницей в начислении НДС между Казахстаном и Россией. Да и в самой программе не предусмотрена оплата за перевозки в российских рублях. Но сейчас программисты решают этот вопрос. – Изменилась ли структура грузов за последнюю четверть века? – Сейчас у нас 27 наименований народно-хозяйственных грузов, причем 50% от всего объема занимает цветная руда, 20% – цемент, также есть химикаты, сода, строительные и лесные грузы, сельхозпродукция. Погрузка ведется во все регионы Казахстана, на экспорт в КНР, Россию, страны Средней Азии, Афганистан, Иран. В годы независимости, а точнее в 2002 году в Усть-Каменогорске построили и сдали в эксплуатацию автосборочный завод «АЗИЯ АВТО». Это крупнейший производитель легковых автомашин в Казахстане. Отгрузка происходит на станции Защита. С момента образования «АЗИЯ АВТО» перевезено около 8700 вагонов с автомобилями.  Машины отгружают и перевозят по железной дороге во все регионы Казахстана и соседние страны. По станции Лениногорск ТОО «Казцинкмаш» провел техническое перевооружение с полной заменой технологически устаревшего оборудования и технологий. Проект реализован, а ожидаемый результат – внедрение современного высокоинтеллектуального оборудования и технологий. Только за восемь месяцев этого года по железной дороге перевезли 90 вагонов оборудования весом около 20,5 тысячи тонн. Крупное металлургическое предприятие «Казцинк» по станции Защита ввело в строй медеплавильный и электролизный заводы. Этот проект – один из самых дорогих и масштабных. Он реализован в декабре 2010 года и позволил сбалансировать горно-обогатительные возможности предприятия с металлургическими мощностями, благодаря новой технологии можно извлекать дополнительное количество металлов. Эти заводы имеют мощность 70 тысяч тонн катодной меди в год. Вся медь отгружается на экспорт в Турцию, а свинец – в Испанию. По станции Лениногорскпроведена реконструкция цинкового производства ТОО «Казцинк». Объемы перевозок цинка только за восемь месяцев 2016 года составили 84 тысячи тонн. В 2015 году на территории АО «Титано-магниевый комбинат» Усть-Каменогорска создано производство титановых слитков и слябов. Продукцию отгружают в Южную Корею для строительства атомной станции. По станции Зыряновск ТОО «Фаворит» отгружает лесную продукцию.По Шемонаихе предприятие СПК «Триумф-Агро» грузит растительное масло, мукомольно-крупяную продукцию, комбикорм. На станции Предгорное растительное масло отгружает ТОО «Востоксельхозпродукт», на станциях Усть-Каменогорск, Зыряновск, Защита, НУК ТОО «Астана-Бизнес» грузится зерно и шрот. – За эти годы, вероятно, научно-технический прогресс коснулся и автоматизированных систем управления? – В 1991 году мы были на «нулевом» уровне. Сейчас у нас автоматизированы и информатизированы17 грузовых станций из 22. На линейных станциях функционируют 172 автоматизированных рабочих места. В административном здании нашего отделения –более 270 АРМов. На 14 станциях региона в 2012 году внедрены комплексы АСУ с общим числом 96 рабочих мест. В регионе недавно завершены разработки по укладке ВОЛС и продолжается проект «Последняя миля» на всех трех участках: Защита – Локоть, Защита – Зыряновск и Защита – Лениногорск по подведению оптоволокна к рабочим местам. Ежегодно с внедрением новых систем увеличивается число вычислительной и оргтехники, значительно выросло количество объектов, подключаемых к корпоративно почте, электронному документообороту, растет уровень автоматизации производственных процессов. Время диктует необходимость в информационных системах, возрастают требования к качеству и контролю над их технологическим сопровождением. В целом, железнодорожные предприятия на востоке страны, которые являются частью структуры АО «НК «КТЖ» и интегрированы в экономику всей страны, развиваются поступательно. Безусловно, большая часть наших достижений – это заслуга всех служб стальной магистрали, их коллективов, которые работают слаженно, с самоотдачей, выполняя поставленные перед ними задачи.

Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр