Казахстан приглашает!
Жаңалықтар
06.04.2018, 14:29
Одним из важных факторов, определяющих конкурентоспособность национальной экономики является привлечение инвестиций, в том числе иностранных. Партнерство с транснациональными корпорациями помогает интеграции, привлекающей инвестиции стране в мировые производственные процессы. Чем сегодня Казахстан интересен инвесторам? Какова инвестиционная привлекательность транспортно-логистического комплекса республики?
Общеизвестно, что в настоящее время одна из главных целей Правительства РК – формирование масштабной и устойчивой стратегии стимулирования процесса привлечения в Казахстан инвестиций «нового поколения». И для этого есть все условия. Есть и хорошие плоды работы – 145 инвестиционных проектов на общую сумму 47,8 миллиарда долларов реализуется сейчас в Казахстане.
Во-первых, после трудностей 2014-2016 годов, связанных с мировыми изменениями, экономика страны стала стабилизироваться. Благодаря принятым мерам по итогам 2017 года рост ВВП составил 4%. Восстанавливаются частные инвестиции и потребительская активность населения. Таким образом, адаптация страны в целом к новой мировой реальности состоялась. Казахстан вышел на путь экономического роста.
Во-вторых, наше государство вступило на новый этап своего развития. С начала 2017 года Президент страны объявил курс Третьей модернизации Казахстана. Ее цель – реализация Стратегии «Казахстан-2050», Пяти институциональных реформ Президента Нурсултана Назарбаева и дальнейшее продвижение страны в топ 30 развитых государств мира в новых условиях. При этом, в приоритете – восемь базовых отраслей экономики и такие сквозные направления работы как создание новых рабочих мест в перспективных секторах экономики; развитие масштабного предпринимательства; технологическое переоснащение и цифровизация.
В-третьих, большие возможности для инвесторов дает наша политика по развитию современного наукоемкого производства, обновлению базовых отраслей экономики и агропромышленного комплекса.
В-четвертых, Казахстан сегодня становится инвестиционно-привлекательным для развития инфраструктуры, логистики, транспорта и сопутствующих услуг. Последние три года страна вела масштабное строительство инфраструктуры, создано короткое и экономически выгодное транспортно-логистическое «плечо» для выхода на ключевые мировые рынки.
Завершено строительство почти трех тысяч километров казахстанского участка международного коридора «Западная Европа – Западный Китай», что сократит время транспортировки грузов до 10 дней от порта Ляньюньган в Китае до Санкт-Петербурга в России. Построены тысячи километров новой железной дороги, в том числе железнодорожный коридор «Казахстан – Туркменистан – Иран», который соединяет страны Центральной Азии с Персидским заливом и портом Бандар-Аббас на юге Ирана.
– Мы построили сухой порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на границе с Китаем. Это первый наземный порт в Казахстане и самый крупный логистический парк в Центральной Азии, – сказал Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев на первом международном «круглом столе», посвященном вопросам инвестирования в экономику Казахстана. – На западе нашей страны расширен порт Актау на Каспийском море. Построен порт Курык с системой новых паромных комплексов. Такие шаги увеличат мощность загрузки портов Казахстана до 25 миллионов тонн в год.
Все это снимает инфраструктурные ограничения, сокращает сроки перевозок грузов с Севера на Юг и с Востока на Запад и выгодно для бизнеса.
– Наша стратегическая цель – сделать Казахстан крупным транспортно-логистическим хабом Центральной Азии, – отметил он.
Так, уже в ближайшие два-три года Правительство планирует увеличить транзитные перевозки до двух миллионов контейнеров и получить доходы от транзита до пяти миллиардов долларов. Для этого сегодня реализованы крупные проекты в области транспортно-логистической инфраструктуры страны.
– Мы приглашаем инвесторов вкладывать в транспорт и логистику, расти, зарабатывать вместе с нами! – призывает Премьер-министр РК.
В-пятых, в стране уже реализуется вторая пятилетка Программы инновационно-индустриального развития. Промышленные предприятия Казахстана имеют возможность внедрять передовые технологии, элементы Индустрии 4.0, автоматизацию и роботозированное производство.
По мнению же самих иностранных инвесторов, для них важно, какой они получают рынок, инвестируя в Казахстан. Прежде всего, это перспективы от интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза, а также постоянная работа Казахстана по снижению таможенных и сертификационных барьеров для развития торговли.
– Благодаря своему расположению в центре сухопутного торгового «моста» между Европой и Азией и казахстанской политике добрососедства и снижения барьеров для торговли, Казахстан имеет доступ к крупнейшим рынкам сбыта – ЕАЭС, Россия, Китай, Центральная Азия, – говорит мэр г. Ляньюньган Сян Сяолун.
В-седьмых, Казахстан предлагает инвесторам абсолютно новый механизм – Международный финансовый центр Астана (МФЦА). Его главная цель – стимулировать инновационную деятельность и создавать условия для привлечения инвестиций.
– Мы создали центр как современный финансовый инструмент интеграции с международными биржами. Для его участников будут действовать упрощенные налоговый, визовый и трудовой режимы, – отмечает Бакытжан Сагинтаев.
В-восьмых, большие возможности для инвесторов дает вторая масштабная «волна» приватизации, проводимая сейчас в Казахстане. Правительство реализует курс на разгосударствление экономики. Порядка 900 компаний будут переданы в конкурентную среду.
– Мы кардинально изменили законодательство в сфере предпринимательства и инвестиций в двух важных направлениях. Первое – это фронтальное снижение издержек для бизнеса и реформа дерегулирования, прежде всего в энергетике, транспорте, логистике и ЖКХ. Второе направление – снижение бюрократии и увеличение государственных услуг в электронной форме через веб-портал E-government, – говорит Премьер-министр РК.
Еще один большой вопрос, волнующий всех инвесторов – это государственно-частное партнерство. И Казахстан упростил все процедуры планирования проектов. Утверждена типовая конкурсная документация в сферах образования, здравоохранения, спорта, ЖКХ, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, энергетики и транспорта.
– Мы будем и далее улучшать условия въезда в страну для иностранных инвесторов. Прежде всего, это процесс внедрения электронной визы, прохождения границ, миграционного учета и вопросы безопасности, – подчеркивает Бакытжан Сагинтаев.
Роль национального оператора
АО НК «ҚТЖ» как национальный транспортно-логистический холдинг, обеспечивающий инфраструктурную основу роста казахстанской экономики и реализацию государственной стратегии по развитию транзитного потенциала республики, вносит свой весомый вклад в инвестиционную привлекательность страны.
Компания оперирует терминальной и магистральной инфраструктурой всех видов транспорта, является национальным перевозчиком грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, осуществляет морские перевозки. При этом сегодня АО «НК «ҚТЖ» входит в 15 крупнейших железнодорожных компаний мира по грузообороту и доходам.
– 30% своих доходов мы генерируем от транзитных перевозок, занимающих всего 10% в общем объеме грузооборота, в том числе за счет привлечения дополнительных контейнерных грузопотоков и улучшения коммерческой структуры перевозимой номенклатуры, – отмечает глава компании Канат Алпысбаев.
Для инвесторов уникальное географическое положение Казахстана, расположенного в центре Евразийского континента, обуславливает привлекательность трансказахстанских сухопутных маршрутов.
В этой связи Главой государства Нурсултаном Назарбаевым была поставлена задача перед транспортным сектором о возрождении роли Казахстана как делового и логистического хаба Евразии. В рамках реализации этой задачи АО «НК «ҚТЖ» и было определено транспортно-логистическим оператором, основная цель которого – обеспечить реализацию стратегии роста транзитных и мультимодальных перевозок.
Реализация данной стратегии обеспечивалась по нескольким направлениям: развитие транспортно-логистической инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата страны и снижение физических и нефизических барьеров.
За последние 10 лет в обновление транспортно-логистических активов инвестированы немалые средства, построено 2,5 тысячи новых железнодорожных линий, обновлены подвижной состав, терминальная и портовая инфраструктуры. Увеличена пропускная способность логистической и терминальной инфраструктуры на приграничных с Китаем железнодорожных станциях Алтынколь и Достык до 40 миллионов тонн. Для реализации и дальнейшего роста потенциала мультимодальных перевозок через Каспий развиваются порты Актау и Курык.
Для привлечения грузопотоков формируется сеть транспортно-логистических центров в ключевых узлах консолидации и деконсолидации грузопотоков. Здесь общий объем инвестиций составит около 254,2 миллиарда тенге. К примеру, к концу прошлого года на казахстанско-китайской границе начал свою работу современный таможенно-логистический центр «Калжат», который построен на основе государственно-частного партнерства комитета государственных доходов Министерства финансов РК и ТОО «Eurotransit», вложившего в ТЛЦ порядка 10 миллиардов тенге.
– Очень правильная идея. То, что есть государственно-частное партнерство – это дает свои результаты. Когда строишь за собственные деньги, к качеству относишься совершенно иначе. И для нас это важно, потому что от того, как ведется оформление транзитных грузов между Казахстаном и Китаем, которые идут в Россию, напрямую зависит скорость доставки. В среднем из Пекина до Москвы груз мог идти от 30 до 45 дней, сейчас за счет реализации проекта – до 20 дней, – говорит один из иностранных участников, директор по развитию логистической компании «Антанта» (РФ) Виталий Киричек.
Кроме того, в точках зарождения транзитных грузопотоков ҚТЖ развивает и внешнюю сеть ТЛЦ. К примеру, построен и функционирует терминал в китайском порту Ляньюньган.
Прорабатывается вопрос развития терминальной инфраструктуры в портах Прибалтики, Иране, в Московском регионе, Стамбуле и Душанбе. Масштабное инфраструктурное развитие позволило сформировать сеть международных транспортно-логистических маршрутов, проходящих через территорию Казахстана: из Китая в Европу через территорию Казахстана, России и Беларуси (Северный ТАЖМ); из Китая в Европу через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию (ТМТМ); из Китая в Центральную Азию и страны Персидского залива; коридор «Север – Юг».
В рамках улучшения логистического климата проводится работа по снижению физических и нефизических барьеров, а также дигитализации процессов, связанных с пересечением границ и транспортировкой грузов. Поставлена цель достичь к 2020 году 40 места в рейтинге Всемирного банка по эффективности логистики.
Таким образом, наша страна с каждым годом становится все более привлекательной для инвесторов. К примеру, во время последней встречи Нурсултана Назарбаева с Дональдом Трампом лидеры стран обсудили отдельные сделки между крупными компаниями стран. В свою очередь, АО «НК «ҚТЖ» и компания «General Electric» рассмотрели два документа, оцениваемые в почти 900 миллионов долларов.
Также очень привлекательными для инвестирования являются две ключевые точки роста казахстанской транспортно-логистической системы, расположенные на границе с Китаем – это СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и МЦПС «Хоргос». Здесь для инвесторов созданы лучшие институциональные условия: налоговые и таможенные преференции, сроки аренды земли предусмотрены до 2035 года. Объем инвестиций, осуществляемых отечественными и иностранными инвесторами в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» в период до 2019 года, составляет 120 миллиардов тенге, в том числе 6 проектов на сумму 31,5 миллиарда будут завершены в 2018 году.
Масштабные инвестиции в транспортно-логистическую инфраструктуру страны и обеспеченные государством институциональные условия создали уникальные возможности для взаимовыгодного сотрудничества и развития, и АО «НК «ҚТЖ», как основной провайдер транзитной стратегии страны, открыто для кооперации, обсуждения инвестиционных проектов и новых идей в рамках развития сухопутных транзитных коридоров через территорию Казахстана.
Страна уже доказала инвесторам свою репутацию надежного делового партнера. Так, только за последние 10 лет в Казахстан привлечено более 200 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций.
Асель ШАЙХЫНОВА
Аймақтар
27.11.2024
Кырағы күзет қызметінің сарбаздары
Жүк тасымалы
27.11.2024
Транзиттік вагондар ағыны артты
Әлемде
27.11.2024
Румынияда алғашқы Coradia Stream пойызы іске қосылды
Жүк тасымалы
27.11.2024
Құрық портындағы жаңа астық терминалы экспортқа мүмкіндік ашады
Жаңалықтар
26.11.2024
Жаңа темір жолдардың құрылысы кезінде 157 көпір салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
ҚТЖ 2027 жылға дейін 9 терминал салады
Жаңалықтар
26.11.2024
2029 жылға дейін 5 мың км жол салынады
Жаңалықтар
26.11.2024
Оқушылар мен колледж студенттері теміржолшы мамандығымен етене танысты
Жаңалықтар
26.11.2024
Биыл отандық өндірушілермен 1 637 келісімшарт жасалды
Жүк тасымалы
26.11.2024
Достық станциясынан ҚХР-ға тасымалдау жоспары мерзімінен бұрын орындалды
Жолаушылар тасымалы
26.11.2024
Жолаушылар вагондарындағы стоп-кранды пайдалану ережелері
Жаңалықтар
26.11.2024
Ыстамбұлда ТХКБ дамуы талқыланды
Инфрақұрылым
26.11.2024
Павлодар магистральдық желі бөлімшесінің инфрақұрылымын дамыту жалғасуда
Аймақтар
26.11.2024
Күзет мамандары үш тілді қатар меңгеруде
Аймақтар
26.11.2024
Станция басшылары біліктілігін арттырды
Станция тынысы
26.11.2024
Аймақтың бағын ашқан алып құрылыс
Инфрақұрылым
26.11.2024
Жолдарды жаңғырту – жауапты мәселе
Жаңалықтар / Мұрағат
26.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №100 26 қараша 2024 жыл
Жаңалықтар
25.11.2024
ҚТЖ Хорватия серіктестерімен байланысты нығайтады
Жаңалықтар
25.11.2024
Белгісіз біреулер Көкпекті – Нұра аралығындағы жолдан бекітпе болттарды ұрлап кеткен