Зерно на экспорт

Жаңалықтар
31.07.2018, 10:20
Структура казахстанского экспорта остается неизменной уже многие годы. Нефть и нефтепродукты занимают в ней ведущее место. Далее следуют цветные и черные металлы, руды, только потом зерновые культуры. Казахстанское зерно является важным источником поступления в бюджет валютных средств, необходимых для внутреннего инвестирования экономики и развития страны.  Казахстан с начала года увеличил экспорт зерна в 1,6 раза. Объем отгрузки муки также вырос Только Костанайская область увеличила экспорт зерна в 2 раза, муки – на 22%. В целом, за 6 месяцев 2018 года отгружено на экспорт 1,1 миллиона тонн зерна, что в 2 раза больше уровня прошлого года, муки – 435,2 тысячи тонн, или на 22% больше уровня прошлого года. В другие области республики отгружено зерна и муки 332,8 тысячи тонн (на 3% больше уровня прошлого года). При этом, многие дальние страны, такие, например, как Италия, покупают в Казахстане небольшие, но стабильные партии пшеницы. В зависимости от состояния зернового баланса и объемов урожаев, РК имеет возможность вывозить от одной трети до половины текущего урожая. Традиционные потребители Главным рынком сбыта казахстанского зерна, прежде всего, пшеницы и ячменя, являются страны Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Афганистан. Это самый близкий рынок и наиболее удобный для поставок зерна с точки зрения казахстанской сухопутной логистики с транспортировкой в основном железнодорожным транспортом. Поэтому казахстанское зерно конкурентоспособно, и поставщикам из других стран с нашим продуктом здесь трудно соперничать. Эти же страны являются основными потребителями переработанного зерна в виде муки. Но в последние годы рынок муки сужается – технологии ее производства не так сложны, и вышеперечисленные страны активно развивают свою мукомольную промышленность и производят муку не только на основе казахстанского зерна, но и из местной пшеницы, смешивая ее, если понадобится, в необходимой пропорции. Этот рынок был, является сейчас и останется наиболее стабильным и самым емким по потреблению казахстанской продовольственной пшеницы для производства муки. Узбекистан является крупнейшим импортером казахстанского зерна и муки. В структуре казахстанского экспорта зерна и муки он занимает лидирующие позиции на протяжении многих лет. В то же время реализация другого перспективного направления экспорта зерна через акваторию Каспийского моря в сторону Ирана и Азербайджана стала возможной благодаря реконструкции порта Актау, а затем постройке международной железнодорожной линии Казахстан – Туркменистан – Иран. Сейчас Иран является важным импортером казахстанского ячменя. Но на этих рынках Казахстан ощущает сильную конкуренцию с российским зерном. По мнению аналитика Сергея Букатова, особо нужно выделить Китай. Китайские власти и компании активно открывают свои рынки для импорта продовольствия. Население Поднебесной постоянно растет высокими темпами, так же как и потребность этого населения в пропитании. – В настоящее время в Китае проживает около 1,38 миллиарда человек, население страны увеличилось только за прошедший год примерно на 5,7 миллиона. Поэтому Китай усилил свою активность в прямой покупке продуктов питания в других странах. Эксперты наблюдают тренд в повышении импорта зерна из-за недостаточного количества пахотных земель в КНР, водных ресурсов и рабочей силы при растущем спросе на зерновые, – отмечает аналитик. Казахстан упорно пробивает новые маршруты для экспорта зерновой продукции. Строительство пограничного железнодорожного перехода Дружба –  Алашанькоу между Казахстаном и Китаем и открытие железнодорожного перехода Серахс – Мешхед между Туркменистаном и Ираном создали новые транзитные коридоры по маршруту Великого Шелкового пути: от тихоокеанских портов Китая  Ляньюньган, Циньдао, Тяньцзин  в Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию, к портам Средиземноморья и Персидского залива. Сегодня по всему этому пути полным ходом идут грузы. Имеющаяся сеть автодорог дает выход на Россию и бывшие союзные республики, а также в Китай, Турцию и Иран, что обеспечивает выход к портам Черного и Средиземного морей и Индийского океана. Морское судоходство осуществляется на Каспийском море (порт Актау) с выходом через речные пути России на Черное и Балтийское моря. Кроме этого, казахстанское зерно поставляется во многие страны Евросоюза, но в сравнительно малых объемах. Часть пшеницы, особенно с высокой долей протеина и клейковины, вывозится и в Россию, несмотря на обилие в стране собственного зерна. Казахстанское зерно борется за свою долю рынка в Египте, Алжире, Турции, ЮАР, Бангладеш, Филиппинах и других странах. Асель ШАЙХЫНОВА
Аймақтар
26.07.2024
Таразда кәсіподақтың ұйытқы болуымен футбол алаңы ашылды
Жолаушылар тасымалы
26.07.2024
Жолаушылар пойызындағы бір күн
ҚТЖ келбеті
26.07.2024
Тілдей таспада талай сыр бар
Темір жол тарихы
26.07.2024
Сауатты кадрлар ғана салада оң өзгеріс жасайды – ардагер
Жүк тасымалы
26.07.2024
Контейнерлік тасымалдың инновациялық үрдістері
Жүк тасымалы
26.07.2024
Иран-Қытай көлік бағыты жаңартылуда
Жаңалықтар / Мұрағат
26.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №61 26 шілде 2024 жыл
Жүк тасымалы
25.07.2024
ЕАЭО елдері теміржол көлігін дамыту мәселесін талқылады
Жүк тасымалы
25.07.2024
Атырауда жүк тасымалы межеден асып түсті
Әлеумет
25.07.2024
Қызылордалық 20 бала «Туған жерге саяхат» турымен Астанаға аттанды
Темір жол тарихы
25.07.2024
Паровоз тізгіндеген қазақ қызы
Жолаушылар тасымалы
24.07.2024
Пойызға билетсіз мінгізгені үшін жұмыстан шығарылды
Жаңалықтар
24.07.2024
Құрық теңіз порты мен Транскаспий халықаралық көлік бағытын байланыстыратын жол күрделі жөндеуден өтті
Жаңалықтар
24.07.2024
Кірме жолдарды мемлекеттік меншікке беру рәсімі аяқталды
Әлемде
23.07.2024
Германияда Еуро-2024 кезінде қалааралық пойыздармен 12 миллион жолаушы тасымалданды
Әлемде
23.07.2024
Еуропалық Одақ көлік жобаларына 7 миллиард еуро бөлмек
Жүк тасымалы
23.07.2024
ҚТЖ астық тасымалына дайындығын пысықтауда
Қауіпсіздік
23.07.2024
Атырауда техникалық-әдістемелік сабақ өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
23.07.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №60 23 шілде 2024 жыл
Жаңалықтар
22.07.2024
Қазақстан, Түрікменстан және Ауғанстан жаңа теміржол магистралінің құрылысын талқылады