Первый удар Хоргоса выдержан

Жаңалықтар
13.06.2016, 11:18
Первый удар непредсказуемой горной реки Хоргос, который был нанесен в самом начале наступившего лета, выдержан благодаря своевременно предпринятым берегоукрепительным мерам. Но успокаиваться и почивать на лаврах нельзя. По прогнозу синоптиков, в июле ожидается большая вода. И для полной уверенности в безопасности транспортных объектов, которые лежат на пути агрессивной реки, надо еще немало сделать. Русло Хоргоса, пограничной реки между Казахстаном и Китаем, пролегает рядом  со стратегическими  объектами транспортно-логистического комплекса межгосударственного значения.  Железнодорожный мост участка Алтынколь – государственная граница, по которому проложены две колеи – узкая (1435мм) и широкая (1520 мм). В нескольких сотнях метров от стальной магистрали прокладывается автомобильная дорога Западная Европа – Западный Китай со своим мостом. Эти объекты, а также расположенные поблизости населенные пункты Панфиловского района Алматинской области необходимо защищать от непредсказуемого Хоргоса, поскольку горная река образует крайне селеопасную долину. Река Хоргос, по критериям селевой и паводковой опасности, относится к первой, высшей категории. В ее бассейне, на морено-ледниковых комплексах, насчитывается 137 ледников, более 50 моренных и приледниковых озер различного объема и степени прорывной опасности. При этом часть из них расположена на территории КНР, в верховьях рек Жыланды и Улкен-Казан, Ашутас и Каскабулак, впадающих в Коргас. Ежегодно здесь формируются мощные паводки в период с середины мая по август. Коварный характер Хоргоса еще и в том, что река способна резко менять конфигурацию русла от паводка к паводку. Блужданием русла называют такой тип процесса течения. С момента построения казахстанского погранперехода Алтынколь – Хоргос опасная река не раз приводила железнодорожников в «боевую готовность». Два года назад одномоментно в июле за считанные часы здесь прошел большой селевой поток до 140 кубометров в секунду. Ситуацию хорошо понимают в АО «НК «ҚТЖ» и принимают необходимые меры для профилактики ЧП. Глава нацкомпании Аскар Мамин неоднократно проводил специальные выездные заседания специалистов на опасном участке. Именно вовремя предпринятые действия способствовали тому, что в последнее время удавалось ставить заслон на пути своенравной реки. Но водоборьба продолжается, и сделать еще предстоит немало. В ночь с 4 на 5 июня, как прогнозировал Казгидромет, пошла большая вода. Обычно русло пропускает от 7 до 10 кубометров в секунду. Но из-за30-градусной жары и проливных дождей в этих краях произошло увеличение водных потоков. В районе железнодорожного моста вода неслась со скоростьюболее 45 кубометров в секунду, выше по руслу реки шлоне менее 55 кубометров. Выполненные к этому моменту берегоукрепительные работы спасли ситуацию. Берег со стороны Алтынколя выдержал. Большая вода прошла по руслу без нанесения ущерба. Компания  «СП ЕВРАСКОН» закончила работы по правой стороне русла со стороны Алтынколя. Здесь повышены и укреплены берегозащитные стенки. Но надо готовить левую сторону русла. Для нормального прохода воды необходимовозвести берегозащитную стенку длиной как минимум 430 метров. На сегодняшний день выполнено 154 метра. Строители планируют необходимые работы,в последнее время увеличили темпы. Но, к сожалению, последний паводок нарушил их планы. Водой размыло грунтовую дорогу, по которой компания доставляла на площадку строительную технику и необходимые материалы.Строители вынуждены приостановить работы. В середине июля Казгидромет прогнозирует большую воду по Хоргосу. Ожидается поток объемом более 100–110 кубометров в секунду.

Ирина БЕКТИЯРОВА

Алматинская область

Жаңалықтар
08.05.2024
Ардагерлердің өнегелі өмір жолы
Әлеумет
08.05.2024
Жеңістің 79-шы көктемі
Темір жол тарихы
08.05.2024
Тарихи жәдігерлер сыр шертеді
Аймақтар
08.05.2024
Елге – ұран, ұрпаққа – үлгі
Әлеумет
08.05.2024
Ардагерлер – ұлт ұйтқысы
Жаңалықтар
07.05.2024
Жас домбырашылар пойыз жолаушыларын таңғалдырды
Жаңалықтар
07.05.2024
ҚТЖ дәстүрлі түрде ардагерлерге Жеңіс Күні қарсаңында құрмет көрсетіп келеді
Қауіпсіздік
07.05.2024
Маңғыстауда еңбекті қорғау күніне орай байқау өтті
ҚТЖ келбеті
07.05.2024
Қауіпсіздікті сақтауға үлес қосқан теміржолшылар марапатталды
Әлеумет
07.05.2024
Ешкім де, ештеңе де ұмытылмайды
Жаңалықтар / Мұрағат
07.05.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №39-40 07 мамыр 2024 жыл
ҚТЖ келбеті
07.05.2024
Берлинге жеткен жауынгер
Темір жол тарихы
07.05.2024
Майдан мен тылды жалғаған
Қауіпсіздік
06.05.2024
Атырау жүк тасымалында травматизмге жол берілмеді
Аймақтар
06.05.2024
Техникалық дәріс өтті
Әлеумет
06.05.2024
«Саламатты Қазақстан» – Бейнеуде
ҚТЖ келбеті
06.05.2024
«ҚТЖ-100 жас есім» жобасының қатысушысы табысқа жетудің сыры мен бөлісті
Инфрақұрылым
06.05.2024
Ақтөбеде 78 шақырым жол жаңарады
Қауіпсіздік
06.05.2024
Қайықпен барып қауіптің алдын алды
Жаңалықтар
06.05.2024
ҚТЖ су тасқынымен күреске қолдау көрсетуді жалғастыруда