Первый удар Хоргоса выдержан
Жаңалықтар
13.06.2016, 11:18

Первый удар непредсказуемой горной реки Хоргос, который был нанесен в самом начале наступившего лета, выдержан благодаря своевременно предпринятым берегоукрепительным мерам. Но успокаиваться и почивать на лаврах нельзя. По прогнозу синоптиков, в июле ожидается большая вода. И для полной уверенности в безопасности транспортных объектов, которые лежат на пути агрессивной реки, надо еще немало сделать.
Русло Хоргоса, пограничной реки между Казахстаном и Китаем, пролегает рядом со стратегическими объектами транспортно-логистического комплекса межгосударственного значения. Железнодорожный мост участка Алтынколь – государственная граница, по которому проложены две колеи – узкая (1435мм) и широкая (1520 мм). В нескольких сотнях метров от стальной магистрали прокладывается автомобильная дорога Западная Европа – Западный Китай со своим мостом. Эти объекты, а также расположенные поблизости населенные пункты Панфиловского района Алматинской области необходимо защищать от непредсказуемого Хоргоса, поскольку горная река образует крайне селеопасную долину. Река Хоргос, по критериям селевой и паводковой опасности, относится к первой, высшей категории. В ее бассейне, на морено-ледниковых комплексах, насчитывается 137 ледников, более 50 моренных и приледниковых озер различного объема и степени прорывной опасности. При этом часть из них расположена на территории КНР, в верховьях рек Жыланды и Улкен-Казан, Ашутас и Каскабулак, впадающих в Коргас. Ежегодно здесь формируются мощные паводки в период с середины мая по август. Коварный характер Хоргоса еще и в том, что река способна резко менять конфигурацию русла от паводка к паводку. Блужданием русла называют такой тип процесса течения. С момента построения казахстанского погранперехода Алтынколь – Хоргос опасная река не раз приводила железнодорожников в «боевую готовность». Два года назад одномоментно в июле за считанные часы здесь прошел большой селевой поток до 140 кубометров в секунду.
Ситуацию хорошо понимают в АО «НК «ҚТЖ» и принимают необходимые меры для профилактики ЧП. Глава нацкомпании Аскар Мамин неоднократно проводил специальные выездные заседания специалистов на опасном участке. Именно вовремя предпринятые действия способствовали тому, что в последнее время удавалось ставить заслон на пути своенравной реки. Но водоборьба продолжается, и сделать еще предстоит немало.
В ночь с 4 на 5 июня, как прогнозировал Казгидромет, пошла большая вода. Обычно русло пропускает от 7 до 10 кубометров в секунду. Но из-за30-градусной жары и проливных дождей в этих краях произошло увеличение водных потоков. В районе железнодорожного моста вода неслась со скоростьюболее 45 кубометров в секунду, выше по руслу реки шлоне менее 55 кубометров.
Выполненные к этому моменту берегоукрепительные работы спасли ситуацию. Берег со стороны Алтынколя выдержал. Большая вода прошла по руслу без нанесения ущерба.
Компания «СП ЕВРАСКОН» закончила работы по правой стороне русла со стороны Алтынколя. Здесь повышены и укреплены берегозащитные стенки. Но надо готовить левую сторону русла. Для нормального прохода воды необходимовозвести берегозащитную стенку длиной как минимум 430 метров. На сегодняшний день выполнено 154 метра.
Строители планируют необходимые работы,в последнее время увеличили темпы. Но, к сожалению, последний паводок нарушил их планы. Водой размыло грунтовую дорогу, по которой компания доставляла на площадку строительную технику и необходимые материалы.Строители вынуждены приостановить работы.
В середине июля Казгидромет прогнозирует большую воду по Хоргосу. Ожидается поток объемом более 100–110 кубометров в секунду.
Ирина БЕКТИЯРОВА
Алматинская область
Жолаушылар тасымалы
09.05.2025
Астанадан Жеңіс күніне арналған тақырыптық пойыздар жолға шықты
Аймақтар
08.05.2025
Жамбыл жол бөлімшесі ҰОС ардагерін құттықтады
Жаңалықтар
08.05.2025
ҚТЖ Ұлы Отан соғысы ардагерлерін құттықтады
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс салған жара. Тұщыбектегі тағзым ескерткішінің тарихы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Жамбыл теміржолшыларының ерлік жолы
Темір жол тарихы
08.05.2025
Соғыс жылдарындағы шойын жол шежіресі
Темір жол тарихы
08.05.2025
Сұрапыл жылдар шындығы
Жолаушылар тасымалы
08.05.2025
ҚТЖ жазғы кезеңде қосымша бағыттарды іске қосады
Мұрағат / Жаңалықтар
08.05.2025
«Қазақстан теміржолшысы» газетінің 2025 жылғы 8 мамырдағы арнайы саны
Жаңалықтар
06.05.2025
«Нұрлы жол» вокзал кешенінде Жеңістің 80 жылдығына орай ағаш отырғызылды
Жолаушылар тасымалы
06.05.2025
«Keruen Express» туристік пойызы сапарға аттанды
Жаңалықтар
06.05.2025
«Батырлар ұраны» шырқалған кеш
Аймақтар
06.05.2025
Семейде өрт сөндіру пойызы қоймадағы өртті өшірді
Спорт
06.05.2025
Семейлік теміржолшы жүзден жүйрік шықты
Темір жол тарихы
06.05.2025
Жеңіс рухын сөндірмеген Қызылорда алауы
Аймақтар
06.05.2025
Арыстағы «Батырлар аллеясы»
Спорт
06.05.2025
Машинистер сайысы
Темір жол тарихы
06.05.2025
Майданға тартылған мұнай жолы
Қауіпсіздік
06.05.2025
Теміржолдағы тәртіп – адам өмірінің кепілі
Темір жол тарихы
06.05.2025
Ешкім де, ештеңе де ұмытылмайды